Как школе перейти на ФГОС-2021

Предлагаем план перехода школы на новые стандарты. Используйте его, чтобы с 1 сентября 2022 года обучать по ФГОС–2021 первоклашек и пятиклассников. Организовать работу помогут образцы приказов и положение о рабочей группе, подготовить к изменениям коллектив и родителей учеников – презентации для педсовета и родительского собрания.

Что рассказать педагогам о новых ФГОС

Проведите заседание педсовета о переходе на ФГОС–2021. Сообщите коллегам, что изменилось по сравнению с предыдущими стандартами и какие задачи стоят перед школой. Чтобы ничего не пропустить, ориентируйтесь на таблицу. В ней – содержание новых и старых стандартов, а также рекомендации, что надо сделать.

Изменения ФГОС2021

Как стало

Как было

Что сделать школе

Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь:

– сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули;
– вводить углубленное изучение предмета;
– разрабатывать ИУП

Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя

Введите углубленное изучение предметов на уровне НОО и ООО, если есть запрос от учеников и родителей, необходимые условия.

Предлагайте ИУП одаренным детям, которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или, наоборот, отстающим детям

Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин

Требований к результатам было меньше

Учтите требования к результатам освоения модулей ОРКСЭ при разработке ООП НОО.

Если вводите углубленное изучение предметов в основной школе, ориентируйтесь на требования к результатам во ФГОС ООО

Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы

Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Составляйте пояснительные записки к новым ООП НОО и ООО по единым правилам

Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов.

Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия

Не было требований:

– к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания;
– тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме;
– формам проведения внеурочных занятий

Впишите в тематическое планирование каждой рабочей программы (кроме программы воспитания) электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать при изучении темы.

Не указывайте в рабочих программах внеурочки формы организации и виды деятельности. Вместо этого напишите формы занятий

На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули.

На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история»

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули

Учтите новое деление на предметы и модули при разработке рабочих программ и учебного плана, раздела ООП о требованиях к предметным результатам

Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей

Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО

Закрепите в ООП и локальных актах, что организуете изучение родного и второго иностранного языков из перечня школы, если для этого есть условия и заявление родителей.

Поручите классным руководителям основной школы собрать заявления с родителей, которые хотят, чтобы их дети изучали второй иностранный, родной язык и родную литературу. Поручите учителям начальной школы собрать заявления родителей об изучении детьми родного языка и литературного чтения на родном языке

Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО:

– 2954 – минимум;
– 3190 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5058 – минимум;
– 5549 – максимум.

Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года

Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО:

– 2904 – минимум;
– 3345 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5267 – минимум;
– 6020 – максимум.

Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года

Учтите объем новой нагрузки при разработке ООП НОО и ООО, в том числе при распределении часов в учебном плане и тематическом планировании рабочих программ

Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей

Содержательный раздел ООП включал:

– программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО;
– программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО;
– рабочую программу воспитания;
– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;
– программу коррекционной работы

Учтите новую структуру содержательного раздела при разработке ООП

Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами

Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было

Организуйте для учеников индивидуальный авторизированный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, информационным технологиям, которые применяете в обучении. Закрепите это в ООП и локальных актах

Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей

Норм о делении учеников на группы не было

Применяйте разные образовательные модели в группах, на которые разделили класс – если это необходимо для успешного освоения программы

Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела.

Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д.

Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним. Проверяющие применят санкции только если ООП противоречит ФГОС, а не другим документам, которые не являются нормативными

На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования

Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

Оцените оснащение кабинетов по требованиям ФГОС в рамках ВСОКО.

Учтите требования к оснащению при разработке новой ООП ООО, программы развития школы, плана ФХД и планировании закупок в 2022–2023 годах

Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию

Не устанавливали форму учебного пособия

Учтите новые требования к форме пособий при разработке ООП, в том числе рабочих программ предметов, курсов, модулей.

Закупите необходимые учебные пособия в печатном виде

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано

Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, у проверяющих могут возникнуть вопросы

Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018.

Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты

ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы.

ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше

Поручите педагогам не использовать новый ФГОС НОО при разработке АООП НОО.

Учтите новые требования к обучению детей с ОВЗ при разработке АООП ООО

Оформите изменения в виде презентации. Так педагогам будет проще их понять. Воспользуйтесь готовым примером. В нем – ключевые изменения ФГОС–2021 и задачи школы.

Презентация для педсовета о введении новых ФГОС НОО и ООО

Как создать рабочую группу по переходу на новые ФГОС

Создайте рабочую группу для подготовки новых ООП. Возглавьте ее, чтобы контролировать и направлять работу коллег.

Включите в рабочую группу своих заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников, руководителей структурных подразделений – например, заведующего библиотекой и медиатекой, руководителя психолого-педагогической службы и председателя психолого-педагогического консилиума.

Поручите членам группы составить проекты новых ООП НОО и ООО, проанализировать, в какие локальные акты внести изменения и разработать проекты новых локальных актов. Дополнительно попросите мониторить выпуск разъяснений по новым ФГОС от Минпросвещения и других ведомств. Если такие документы появятся, надо учесть их в работе.

Подготовьте положение о деятельности рабочей группы, чтобы решить организационные вопросы, упорядочить делопроизводство. Издайте приказ о рабочей группе. Утвердите им состав группы и положение. Воспользуйтесь готовыми образцами.

 

Как составить план введения новых ФГОС

Составьте план перехода на новые ФГОС НОО и ООО

. Для этого сначала определите основные задачи – их четыре: 1) оценить кадровые и материальные ресурсы школы; 2) собрать заявления родителей на изучение родного и второго иностранного языков; 3) разработать проекты ООП; 4) проверить и изменить локальные акты, разработать новые. Затем закрепите задачи за ответственными работниками и установите контрольные сроки по каждому мероприятию.

Оцените кадровые и материальные ресурсы школы

Распределите обязанности между работниками, которых задействуете в реализации плана перехода на новые ФГОС. Если обязанности выйдут за рамки трудовой функции, заключите дополнительное соглашение и оплатите допработу.

Проанализируйте количество учителей и их учебную нагрузку. Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий, в том числе кадровых. Например, если уволились учителя-лингвисты, или вы не смогли принять работников на полную ставку.

Оцените, как увеличится нагрузка, если в новых ООП будет больше предметов с углубленным обучением и индивидуальных учебных планов – новые ФГОС делают ставку на вариативность программ (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО). Если планируемая нагрузка выйдет за рамки рабочего времени учителей, придется оформить внутреннее совместительство или принять новых работников.

Оцените материально-техническую базу школы. Соотнесите ее с требованиями новых ФГОС ООО – они устанавливают правила оснащения учебных кабинетов разной направленности (п. 36.3 ФГОС ООО). Поручите провести закупку недостающего оборудования и инвентаря. Вопрос закупки обсудите с учредителем. Он должен обеспечить финансирование всех ресурсов, которые нужны для реализации ООП по ФГОС (п. 39.1, 39.2 ФГОС НОО, п. 40.1, 40.2 ФГОС ООО).

Проанализируйте, готовы ли педагоги работать с оборудованием: имеющимся и планируемым. Если навыки учителей недостаточны, организуйте для них обучение.

Соберите заявления родителей на изучение родного и второго иностранного языка

Школа вправе не преподавать родной и второй иностранный языки, только когда объективно нет ресурсов, или все родители категорически против. Если есть, как минимум, кадровые ресурсы, и хотя бы один родитель хочет ввести для своего ребенка родной язык и литературное чтение на родном языке – в начальной школе, или родной язык и родную литературу, второй иностранный язык – в основной школе, вы обязаны это сделать (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО).

Определитесь с набором предметов до разработки ООП. Для этого поручите заместителю директора по УВР организовать анализ школьных ресурсов, опрос родителей и сбор с них заявлений. Пусть составит развернутую аналитическую записку о готовности школы обучать родному и второму иностранному языкам. Понадобится учесть пять условий: материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые. Если условия для обучения есть, можно собирать у родителей заявления.

В заявлении надо указать язык, который родители выбирают из школьного перечня для своего ребенка. Предложите воспользоваться готовыми образцами.

 

 

 

 

 

Разработайте проекты ООП НОО и ООО

К сентябрю 2022 года подготовьте ООП НОО и ООП ООО для детей, которых примете в 1-е и 5-е классы. Министерство запретило принимать детей на обучение по старым ФГОС (п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287).

Можно также перевести на новые ФГОС учеников, которые продолжают обучение – то есть всю начальную и основную школу. Для этого нужно собрать согласия со всех родителей и разработать ООП на все классы. Обсудите на педсовете, есть ли у школы такие ресурсы. Возможно, проще сначала оформить ООП с детальной проработкой только для 1-х и 5-х классов, а потом доработать материал для остальных параллелей.

Если решили переводить на новые ФГОС учеников, продолжающих обучение, предложите родителям воспользоваться образцами согласий.

Поручите рабочей группе подготовить проекты ООП НОО и ООП ООО в соответствии с планом перехода. Рассмотрите проекты на педсовете в апреле–мае. Выслушайте замечания и предложения коллег. Они станут основой доработок перед окончательным утверждением программ.

Утвердите новые программы до того, как начнете принимать учеников в 1-е и 5-е классы. Родители должны иметь возможность ознакомиться с программой на стадии подачи заявления о приеме (п. 4 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Проверьте локальные акты

Проверьте и скорректируйте локальные акты, которые противоречат новым ФГОС НОО и ООО. Например, новые стандарты не содержат понятие «дисциплина», в них перечислены только учебные предметы, курсы и модули. Если в тексте локальных актов есть слово «дисциплина» и нет упоминания про модули, разработайте проект изменений. Учтите, что какие-то классы будут продолжать обучаться по старым программам, поэтому для них правила не изменились.

Обратите внимание на положение об индивидуальном учебном плане (ИУП). ФГОС устанавливают, что для детей на ИУП срок обучения можно сократить, а вот увеличить его нельзя. Раньше такого уточнения не было. Если в локальном акте предусмотрено увеличение срока, придется уточнить норму и обозначить, что она не распространяется на детей, которые обучаются по новым ФГОС. Для них реализацию программы можно только ускорить.

Проанализируйте локальный акт об языках для изучения. Он должен содержать перечень, из которого родители будут выбирать родной и второй иностранный языки для своего ребенка. Если перечня нет, актуализируйте локальный акт или разработайте новый.

Посмотрите локальные акты о правилах разработки компонентов ООП, например, рабочих программ. Новые ФГОС поменяли структуру ООП и ее компонентов, требования к ним. Поручите ответственным скорректировать акты или разработать новые.

Как рассказать родителям о переходе на новые ФГОС

Проведите родительское собрание. Сообщите, что с 1 сентября 2022 года школа принимает на обучение в 1-е и 5-е классы уже по новым ФГОС. Если решили перевести на новые стандарты остальных учеников, расскажите о новшествах подробнее. Назовите сроки перехода и классы, которые он затронет. Опишите преимущества для родителей и детей. Так вам охотнее подпишут согласия на переход.

Покажите родителям презентацию. Она поможет разобраться в нововведениях. Воспользуйтесь готовым образцом.

Презентация для родительского собрания о переходе на ФГОС–2021

Дополнительно раздайте памятки. Они напомнят родителям важную информацию, помогут обдумать ее дома, обсудить с родственниками.

 

К памяткам приложите согласия на переход на новые ФГОС. Родители заранее ознакомятся и подпишут их. Поручите классным руководителям собрать согласия и передать заместителю директора по УВР.

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru