Предлагаем
план перехода школы на новые стандарты. Используйте его, чтобы с 1 сентября
2022 года обучать по ФГОС–2021 первоклашек и пятиклассников. Организовать
работу помогут образцы приказов и положение о рабочей группе, подготовить к
изменениям коллектив и родителей учеников – презентации для педсовета и
родительского собрания.
Проведите заседание педсовета о
переходе на ФГОС–2021. Сообщите коллегам, что изменилось по сравнению с
предыдущими стандартами и какие задачи стоят перед школой. Чтобы ничего не
пропустить, ориентируйтесь на таблицу. В ней – содержание новых и старых
стандартов, а также рекомендации, что надо сделать.
Изменения ФГОС–2021
Как стало |
Как было |
Что сделать школе |
Стандарты обеспечивают
вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь: – сочетать различные учебные
единицы – предметы, курсы, модули; |
Не устанавливали вариативность
программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять
содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные
требования, их менять нельзя |
Введите углубленное изучение
предметов на уровне НОО и ООО, если есть запрос от
учеников и родителей, необходимые условия. Предлагайте ИУП одаренным детям, которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или, наоборот, отстающим детям |
Уточнили и расширили требования к
результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по
каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным
результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин |
Требований к результатам было
меньше |
Учтите требования к результатам
освоения модулей ОРКСЭ при разработке ООП НОО. Если вводите углубленное изучение предметов в основной школе, ориентируйтесь на требования к результатам во ФГОС ООО |
Унифицировали содержание
пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав
участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной
деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для
обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на
механизмы реализации программы |
Содержание пояснительной записки
было разным для НОО и ООО |
Составляйте пояснительные записки к новым ООП НОО и ООО по единым правилам |
Унифицировали требования к
рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и
содержат указание на возможность использования электронных образовательных
ресурсов. Рабочие программы внеурочной
деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия |
Не было требований: – к тематическому планированию
курса внеурочки с учетом рабочей программы
воспитания; |
Впишите в тематическое
планирование каждой рабочей программы (кроме программы воспитания)
электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать при изучении
темы. Не указывайте в рабочих программах внеурочки формы организации и виды деятельности. Вместо этого напишите формы занятий |
На уровне НОО конкретизировали
учебные предметы и модули. На уровне ООО заменили
некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и
информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В
математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» |
Деление предметов и курсов по
предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы
и модули |
Учтите новое деление на предметы и модули при разработке рабочих программ и учебного плана, раздела ООП о требованиях к предметным результатам |
Закрепили, что изучение родного и
второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и
заявление родителей |
Изучение родного языка было
обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО |
Закрепите в ООП и локальных
актах, что организуете изучение родного и второго
иностранного языков из перечня школы, если для этого есть условия и заявление
родителей. Поручите классным руководителям основной школы собрать заявления с родителей, которые хотят, чтобы их дети изучали второй иностранный, родной язык и родную литературу. Поручите учителям начальной школы собрать заявления родителей об изучении детьми родного языка и литературного чтения на родном языке |
Изменили объем часов аудиторной
нагрузки. ФГОС НОО: – 2954 – минимум; ФГОС ООО: – 5058 – минимум; Уменьшили объем внеурочной
деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года |
Объем часов аудиторной нагрузки
во ФГОС НОО: – 2904 – минимум; ФГОС ООО: – 5267 – минимум; Объем внеурочной деятельности для
НОО – 1350 часов за четыре года |
Учтите объем новой нагрузки при разработке ООП НОО и ООО, в том числе при распределении часов в учебном плане и тематическом планировании рабочих программ |
Изменили структуру
содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной
работы и программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы
развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы
учебных модулей |
Содержательный раздел ООП включал: – программу формирования УУД на
уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; |
Учтите новую структуру содержательного раздела при разработке ООП |
Закрепили использование
электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся
с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным
авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами |
Норм об электронных средствах
обучения и дистанционных технологиях не было |
Организуйте для учеников индивидуальный авторизированный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, информационным технологиям, которые применяете в обучении. Закрепите это в ООП и локальных актах |
Закрепили возможность и правила
деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно
реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением
отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости,
образовательных потребностей и интересов, психического и физического
здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей |
Норм о делении учеников на группы
не было |
Применяйте разные образовательные модели в группах, на которые разделили класс – если это необходимо для успешного освоения программы |
Изменили требования к рабочей
программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули.
Главное – описать четыре обязательных раздела. Для ООО закрепили дополнительные
требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды,
самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные
потребности семей и т. д. |
Рабочая программа воспитания была
модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания
ООО было меньше требований |
При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним. Проверяющие применят санкции только если ООП противоречит ФГОС, а не другим документам, которые не являются нормативными |
На уровне ООО установили
требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В
частности, кабинеты естественно-научного
цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования |
Устанавливали общие требования к
оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и
помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Оцените оснащение кабинетов по
требованиям ФГОС в рамках ВСОКО. Учтите требования к оснащению при разработке новой ООП ООО, программы развития школы, плана ФХД и планировании закупок в 2022–2023 годах |
Ввели новые требования к форме
учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием,
надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить
электронную версию |
Не устанавливали форму учебного
пособия |
Учтите новые требования к форме
пособий при разработке ООП, в том числе рабочих программ предметов, курсов,
модулей. Закупите необходимые учебные пособия в печатном виде |
Исключили норму, по которой
педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе
об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить
дополнительное профессиональное образование раз в три года
и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это
делать, теперь не указано |
Была норма о том, что
непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за
счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, у проверяющих могут возникнуть вопросы |
Закрепили, что адаптированные
программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в
него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно
не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо
внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной
программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018. Из ФГОС НОО убрали нормы об
учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так
как для них действуют отдельные стандарты |
ФГОС НОО можно было использовать
для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной
работы. ФГОС ООО также содержал
требования к программе коррекционной работы, но их было меньше |
Поручите педагогам не
использовать новый ФГОС НОО при разработке АООП НОО. Учтите новые требования к обучению детей с ОВЗ при разработке АООП ООО |
Оформите изменения в виде
презентации. Так педагогам будет проще их понять. Воспользуйтесь готовым
примером. В нем – ключевые изменения ФГОС–2021 и задачи школы.
Презентация для педсовета о
введении новых ФГОС НОО и ООО
Создайте рабочую группу для
подготовки новых ООП. Возглавьте ее, чтобы
контролировать и направлять работу коллег.
Включите в рабочую группу своих
заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников,
руководителей структурных подразделений – например, заведующего библиотекой и медиатекой, руководителя психолого-педагогической службы и
председателя психолого-педагогического консилиума.
Поручите членам группы составить
проекты новых ООП НОО и ООО, проанализировать, в какие
локальные акты внести изменения и разработать проекты новых локальных актов.
Дополнительно попросите мониторить выпуск разъяснений
по новым ФГОС от Минпросвещения
и других ведомств. Если такие документы появятся, надо учесть их в работе.
Подготовьте положение о деятельности рабочей группы, чтобы решить организационные вопросы, упорядочить делопроизводство. Издайте приказ о рабочей группе. Утвердите им состав группы и положение. Воспользуйтесь готовыми образцами.
Составьте план перехода на новые ФГОС НОО и ООО
. Для этого сначала определите основные задачи – их четыре: 1) оценить кадровые и материальные ресурсы школы; 2) собрать заявления родителей на изучение родного и второго иностранного языков; 3) разработать проекты ООП; 4) проверить и изменить локальные акты, разработать новые. Затем закрепите задачи за ответственными работниками и установите контрольные сроки по каждому мероприятию.Презентация
для родительского собрания о переходе на ФГОС–2021