СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 4 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР 10 адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых 13 результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2. Содержательный раздел 16 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий 2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно- 16 развивающей области 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового 16 16 безопасного образа жизни 2.5. Программа коррекционной работы 16 2.6. Программа внеурочной деятельности 17 23 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план 2 4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 24 4.1. Кадровые условия 4.2. Финансово-экономические условия 25 4.3. Материально-технические условия 25 3 1 Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) муниципального общеобразовательного учреждения «Останинская средняя общеобразовательная школа» (далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. АООП НОО (вариант 7.1) Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, -СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), -СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, - Уставом Школы, - с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол 1/15 от 08.04.2015), - с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015). АООП НОО (вариант 7.1) Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным 4 звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования. АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Цель АООП НОО (вариант 7.1) Школы: обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР. Задачи, реализуемые на уровне НОО: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; - создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; - формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает решение специальных задач: - своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в обучении, обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - определение особых образовательных потребностей детей; - определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; - коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению; - осуществление индивидуально ориентированной психолого - медикопедагогической помощи учащимся с учѐтом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии, ИПР); 5 - реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной категории обучающихся с ОВЗ; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. В основу формирования АООП НОО (вариант 7.1) программы положены следующие принципы: • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; • учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • коррекционная направленность образовательной деятельности; • развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося; • онтогенетический принцип; • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; • принцип преемственности; • принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области); • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. АООП НОО (вариант 7.1) разработана с учетом психологопедагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные территориальной психолого медико - педагогической комиссией (далее – ТПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ, неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные 6 затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности; от обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. В основу реализации АООП НОО (вариант 7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР. К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; 7 - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР: - адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное 8 обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). АООП НОО (вариант 7.1) для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: -обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1); - обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; - организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. АООП НОО (вариант 7.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений– 20% от общего объема Программы. Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений): - с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе; - с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы. Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет четыре года. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и 9 индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ТПМПК). 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Рабочие программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), соответствуют ООП НОО Школы. В рабочие программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) соответствует ООП НОО Школы. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии: - содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области, - оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика), - объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций в различных средах: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. 10 2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. 3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. 4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. 11 - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; - в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; - в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; - в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; - в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; - в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы должны отражать результаты специальной поддержки освоения АООП НОО (вариант 7.1): - способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; 12 - способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; - овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; - стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; - умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; - сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; - сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 7.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ компетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 7.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП НОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО. Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают: 1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; 2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); 3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; 4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения 13 задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); 5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); 6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); 7) увеличение времени на выполнение заданий; 8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; 9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется: 14 - с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и финишная диагностика), - метода экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медикопедагогического консилиума (шПМПк), работающих с ребенком. Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонения в развития. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психологомедико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 15 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы. 2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, соответствуют ООП НОО Школы. 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует ООП НОО Школы. 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП НОО Школы. 2.5 Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, - СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), - СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, - Уставом Школы, - а также с учетом опыта работы Школы по данной проблематике. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР: - обучение в общеобразовательном классе по АОП; 16 - обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; - организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса: - через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); - в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей –инвалидов. Задачи программы: - своевременное выявление детей с ЗПР; - определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии; - определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; - создание условий, способствующих освоению категории обучающихся АООП НОО, их интеграции в Школе; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учѐтом особенностей их 17 психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; организация индивидуально-ориентированного коррекционноразвивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП НОО; - разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: - Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. - Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. - Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. - Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. - Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет 18 сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают еѐ содержание: - диагностическая работа; - коррекционно-развивающая работа; - консультативная работа; - информационно-просветительская работа. (План реализации программы коррекционной работы в (Приложении 1.) Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы. Диагностическая работа включает: - раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; - комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы; 19 - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения; - социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, 20 воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационнопросветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учитель-дефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее – шПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы. Основные требования к условиям реализации программы: - психолого-педагогическое обеспечение; - программно-методическое обеспечение; - кадровое обеспечение; - материально-техническое обеспечение. Психолого-педагогическое обеспечение - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР; 21 - обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); - обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); - обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий; - развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: - адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. - в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану использование адаптированных образовательных программ. Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется педагогами, прошедшими обязательно курсы повышения квалификации работа с детьми ОВЗ. Также с детьми работает педагог-психолог, логопед. Заключено сетевое взаимодействие с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр психолого - пеагогической и медико22 социальной помощи муниципального образования Алапаевское». Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здании помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы. Информационное обеспечение Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам (сайт ОО), предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий. Планируемые результаты Программы коррекционной работы: 1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО. 2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития. 3.Социальная адаптация обучающихся. Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. \ 23 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 3.1. Учебный план АООП НОО Учебный план начального общего образования, обучающихся по АООП с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач: - формирование навыков функциональной грамотности и основных учебных умений и навыков, общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре; - коррекция задержанного психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: - русский язык и литературное чтение - родной язык (русский), литературное чтение на родном языке (русском); - иностранный язык (английский); - математика и информатика (математика); - обществознание и естествознание (окружающий мир); - основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и светской этики); - искусство (музыка, изобразительное искусство); - технология (технология); - физическая культура (физическая культура). Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: -формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, входит «Русский язык». Все обучение в классах обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающую направленность. Время, отводимое на 24 данную часть внутри максимально допустимой нагрузки обучающихся, использовано на занятия по самопознанию и развитию высших психических функций и мыслительных операций. Психокоррекционные занятия проводит педагог-психолог. Коррекционные занятия с учителем – логопедом направлены на развитие фонематической стороны речи, коммуникативных способностей, ритмику проводит учитель начальных классов. Комплектование классов обучающихся с ЗПР осуществляется на основе заключения ПМПК и заявления родителей (их законных представителей). По итогам освоения программы начального общего образования учащиеся проходят комплексное обследование на ПМПК с целью определения программы дальнейшего обучения и воспитания. В 2018-2019 учебном году первая ступень образования классов обучающихся с ЗПР состоит из 4 классов. Обучение организованно в первую смену. Классы работают в режиме пятидневной рабочей недели. Учитывая, что в учебном плане обучающихся классов нормы детей с ЗПР нет принципиальных различий, то предъявляются требования к уровню подготовки учащихся, методами и приемами на уроке. Образовательный процесс организован по УМК «Школа России». В данных учебно-методических комплексах полностью реализована идея федерального государственного образовательного стандарта. Изучение иностранного языка (вариант 7.1.) начинается со 2 класса. Занятия проводятся без деления на группы по 2 часа в неделю. «Основы религиозных культур и светской этики» изучаются в 4 –м классе по выбранному обучающимися и родителями (законными представителями) модулю. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 2-4 класс 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет 40 минут (по решению образовательной организации). Степень усвоения учебного материала в рамках освоения основной образовательной программы начального образования определяется с помощью промежуточной аттестации. Ее проходят в обязательном порядке все обучающиеся 1 раз в год (исключение составляют первые классы). В часть формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность для обучающихся с ЗПР организуется по направлениям развития личности: коррекционно-развивающее, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное. Занятий по внеурочной деятельности сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). 25 Время отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Часы отведенные на внеурочную деятельность переданы на коррекционноразвивающую область с согласия родителей (законных представителей). Учебный план обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО с задержкой психического развития (вариант 7.1.) 1 класс Предметны е области Учебные предметы 2 класс 3 класс 4 класс Всего Колво часов год Кол-во часов в неделю Колво часов год Колво часов в недел ю Колво часов в год Колво часов в недел ю Колво часов в год Колво часо вв неде лю Обязательная часть учебного плана Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Русский язык Литературное чтение 132 132 4 4 136 136 4 4 136 136 4 4 136 102 4 3 540 506 16 15 Родной язык (русский) Литературное чтение на родном языке (русском) - - - - - - 8,5 0,25 8,5 - - - - - - 8,5 0,25 8,5 0, 25 0, 25 Иностранные языки Математика и информатика Обществозна ние и естествознан ие (окружающи й мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Иностранный язык (английский) Математика - - 68 2 68 2 68 2 132 4 136 4 136 4 136 4 540 16 Окружающий мир 66 2 68 2 68 2 68 2 270 8 Основы религиозных культур и светской этики - - - - - - 34 1 34 1 Музыка 33 1 34 1 34 1 34 1 135 4 Изобразительное искусство 33 1 34 1 34 1 34 1 135 4 Технология Физическая культура 33 99 1 3 34 102 1 3 34 102 1 3 34 102 1 3 135 405 4 12 660 20 748 22 748 22 748 22,5 290 4 86 ,5 Технология Физическая культура Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса 26 Русский язык 33 1 34 1 34 1 17 0,5 118 3, 5 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн учебной неделе) Коррекционно-развивающая область ** Психокоррекционные занятия* 693 21 782 23 782 23 782 23 290 4 86 99 3 102 3 102 3 102 3 405 12 33 1 34 1 34 1 34 1 135 4 Коррекционные занятия с логопедом* 33 1 34 1 34 1 34 1 135 4 Ритмика* 33 1 34 1 34 1 34 1 135 4 итого 792 24 884 26 884 26 884 26 330 9 10 4 *ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ. ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 15-20 МИНУТ. **КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЗА СЧЁТ ЧАСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ***ЧАСЫ, ОТВЕДЁННЫЕ НА ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ. 3.2. План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1) Коррекционно -развивающая область реализуется за счет часов внеурочной деятельности. 3.3. Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы. 3.4. Система условий реализации АООП НОО Нормативные условия В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Разработан и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог-психолог на основе сетевого взаимодействия с центром МОУ ДО ППМС – центр МО Алапаевское» совместно с учителями начальных классов). Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности. Организационно-содержательные условия В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. 27 Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий. На сайте ОО формируется электронная база методических материалов, с рабочими программами на уровень обучения и тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности. Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: происходит оптимизация внутренних ресурсов школы. Кадровые условия Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты реализующие коррекционно-развивающую область имеют высшее профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк. Организовано сетевое взаимодействие со специалистами ТПМПК). 3.5 Материально-технического условия Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы: Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986). Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, т.п). Поэтапно проводится оснащение подобным оборудованием кабинетов начальной школы. Принтерами и компьютерами оборудованы кабинеты начальных классов. 3.6 Информационные условия Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях. 28 Приложение 1 Цель Своевременное выявление обучающихся с ОВЗ для создания специальных условий получения образования Организация мероприятий, способствующи х развитию и коррекции эмоционально – личностной сферы, развитию познавательной деятельности и ВПФ, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции План реализации программы коррекционной работы Содержание Формы и Сроки Ответственный деятельности методы работы Диагностическое направление Выявления Стартовая Сентябрь Специалисты обучающихся с диагностика, особыми обследование образовательны ми потребностями Направление на Подготовка Сентябрь, май Специалисты, ТПМПК необходимой и/или по учителя, документации необходимости ведущие коррекционные занятия, классный руководитель Мониторинг Анализ По итогам 1,2 Специалисты, динамики результатов полугодия в учителя, развития деятельности рамках шПМПк ведущие обучающихся, обучающихся, По четвертям коррекционные успешности успеваемости занятия освоения Классный программы руководитель обучения Проектирование Анализ Сентябрь, май Специалисты, и корректировка результатов и/или по учителя коррекционных обследования необходимости мероприятий Коррекционно-развивающее направление Составление Программа Сентябрь Специалисты, программы сопровождения учителя сопровождения (перечень обучающегося курсов коррекционноразвивающей области) 29 недостатков устной речи, коррекция нарушений чтения и письма, освоению базового содержания образования Разработка групповых и индивидуальных коррекционных программ (курсов коррекционноразвивающей области) в соответствии с особыми образовательны ми потребностями обучающихся Проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятны х условий жизни при психотравмирую щих обстоятельствах Консультативное направление Непрерывность Выработка специального совместных сопровождения обоснованных Программы занятий Сентябрь Специалисты, учителя Занятия В течение учебного года в соответствии с учебным планом (обязательные курсы коррекционноразвивающих занятий) Специалисты учителя Занятия, наблюдение Ознакомление с рекомендациями по результатам 30 Классные руководители Сентябрь и/или по необходимости Специалисты, учителя рекомендаций диагностики, по основным обследования направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательных отношений Консультирован По запросам ие специалистами педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся Консультативна Беседы с я помощь семье родителями в вопросах семье (законными в вопросах представителям решения и) обучающихся конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении программы обучения Информационно-просветительское направление Разъяснительная деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) Рассмотрение вопросов, связанных с особенностями образовательног о процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальнотипологических особенностей Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, ШМО, ПС, сайт, информационны е стенды, печатные материалы 31 В течение учебного года согласно графику консультаций Специалисты, учителя В течение учебного года согласно графику консультаций Специалисты, учителя В течение Специалисты, учебного года по учителя запросам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Психологическо е просвещение педагогов с целью повышения их психологическо й компетентности Психологическо е просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопедагогической компетентности Тематические выступления на ШМО, ПС, информационны е стенды, сайт, печатные материалы В течение Педагогучебного года по психолог запросам Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, информационны е стенды В течение Педагогучебного года по психолог запросам 32