_Живое слово_8кл.

Содержание
Пояснительная записка ......................................................................................................................... 3
Планируемые результаты освоения учебного курса............................................................................ 7
Содержание курса ............................................................................................................................... 14
Учебно-тематическое планирование .................................................................................................. 15
Список литературы ............................................................................................................................. 17

2

Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный
и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в
нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и
литературе. Потребность проникновения в глубину слов

обусловлена всё чётче

проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка,
вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину
иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность
усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их
значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными,
многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить
значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по
телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и
ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так
как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым
смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.
Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности
слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства
воздействия, как телевидение.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово,
замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою
речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими
выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка
закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором

реализации данной программы является

и

стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными
источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы
языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического
состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому
3

комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами.
Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе
лучших образцов литературного творчества.
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает
дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является
формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как
явление искусства слова.
Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность
выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это
искусство

слова,

совокупность

произведений

устной

народной

словесности

и

произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности,
таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических,
лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка,
различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных
средств языка.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс
развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные
и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных
письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя,
способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте
духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с
искусством слова.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и
другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы
на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с
опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением
полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Рабочая программа кружка «Живое слово» (8 класс) составлена на основе
Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования
по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва
«Просвещение»,2016 г.
4

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных
школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2022 г. Авторы Т. А. Ладыженская,
М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К
данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А.
Даценко
«Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 8 класс». – Москва
«ВАКО», 2016 г. Рабочая программа кружка по русскому языку рассчитана на 34 часа (из
расчёта 1 занятие в неделю). В рабочей программе более полно представлены разделы
«Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Цель и задачи.


Помочь учащимся овладеть определённой системой филологических

понятий, которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности
художественного текста.


Содействовать пониманию учащимися художественного текста через

восприятие словесно-художественных образов.


Создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия текста,

укреплять потребность к речевому самосовершенствованию.
Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только
тогда, когда это слово (или словесный образ) подключён к энергетической сети всего
произведения. Тогда каждое слово-образ, каждая деталь загорится ярким светом, осветит
изнутри сокровища всего поэтического создания, и произведение предстанет перед
читателем во всей художественной полноте. Для того чтобы раскрыть ученикам всё
произведение в полном объёме, перед учителем стоят следующие задачи: организовать
наблюдение за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих
произведений, сопоставлять черновые варианты рукописей и окончательный текст. Такие
наблюдения наглядно показывают суть процесса совершенствования художественного
текста, открывают истинный смысл выражения «муки творчества».
Наблюдение за языком художественного произведения необходимо сочетать с
поисками наиболее точной и выразительной интонации, мимики, жестов, позы, которые
помогут передать авторский замысел и собственное отношение к художественному
созданию.
Для более глубокого погружения в процесс словесного творчества учащимся
необходимо самостоятельно проводить анализ языка художественного произведения. Не
менее важной задачей для понимания творческого процесса является собственное
5

сочинение в разных жанрах (стихи, небольшие прозаические фрагменты, статьи в
публицистическом жанре и др.).
Для формирования художественного вкуса юный читатель должен иметь
широкий эстетический кругозор, поэтому важной задачей преподавателя является
организация изучения литературного произведения в сравнении с произведениями других
родов искусств (живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографа и т.п.).
Ожидаемые результаты.
Предлагаемый
художественного

текста

курс

даёт

показать

возможность
ученикам

через

лингвистический

величие,

необычайную

анализ
красоту,

выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех
областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого
систематическое

и

целенаправленное

формирование

у

школьников

навыков

лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов откроют
способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки
его образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от
пустого вычурного текста, не имеющего никакой художественной ценности.
Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются
художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается
читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и
выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою
речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации,
гордость за него.
Программа предназначена для учащихся 14 лет.

6

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей

русского

народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
5) понимание

обучающимися

того,

что

язык

представляет

собой

явление

национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского

языка

как

государственного

языка

Российской

Федерации,

языка

межнационального общения;
6) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

русского

языка

(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
8) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты освоения рабочей про граммы по русскому языку для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для
7

основного

общего

образования

должны

отражать

готовность

обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности

на

её основе

и

в

процессе

реализации

основных направлений

воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос- сии;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина,

социальных

нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школь- ном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
8

4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с при- родной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и

коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил без- опасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового
образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудового воспитания:
9

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее.
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
-потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
10

взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в
ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический
материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Ученик 8 класса научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
•

адекватно

оценивать

объективную

трудность

как

меру

фактического

или

предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
11

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,

в

сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
12

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать

умение

осуществлять

речевой

самоконтроль,

находить

грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
-о

нормах

русского

литературного

языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации
образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и
культуры речи обучающихся 8 класса предложен кружок «Живое слово», который
рассчитан на 34 часа:1 ч в неделю

13

Содержание курса
Раздел 1. О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения
информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных
произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев
общества.
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.
Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Раздел 3. Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные
слова. Группы слов.
Лингвистические словари.
Раздел 4. Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях
словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных
произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их
способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Раздел 5. Речевая культура.
Языковые нормы: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

14

№

Учебно-тематическое планирование
Тема занятия

1

Количество
часов
2

2

2

Начальные сведения о происхождении слов

3
4

2
2

5

2

Назначение языка
Словесное произведение как результат
познания мира и утверждения нравственных
устоев общества
Значение языка для жизни общества

6

2

Слово-заповедь

7

1

Творческая работа

8

3

Работа с этимологическим словарём

9

2

Старое и новое в слове

10
11
12
13

2
2
2
2

Из истории слов и выражений
Народное слово в литературном языке
Почему мы так говорим
Литературный калейдоскоп

14
15
16
17

2
1
1
2

Слово и его системные отношения
Сколько слов в русском языке
Сколько мы знаем слов
Активные и пассивные слова

18
19
20
21
22
23
24

2
2
1
1
1
2
2

25
26

1
2

27

2

28

2

Группы слов
Лингвистические словари
Лексическое богатство русского языка
Лексическое значение слова
Способы определения значения слова
Слова однозначные и многозначные
Употребление многозначных слов в
произведениях словесности
Омонимы, их отличие от многозначных слов
Роль омонимов в художественных
произведениях
Синонимы, их роль в художественных
произведениях
Антонимы, их роль в художественных

29

2

30

2

Из истории письменности

Вид деятельности
Работа с источником
информации:
составление тезисов
лекции
Ролевая игра
Работа с текстами
Защита минипроектов
Работа с источником
информации
Творческая работа
«Сердце слова»
Работа со словарем;
составление
словарной статьи
Составление
вопросника к лекции
Составление заметок
на школьный стенд
Дискуссия
Поиск в
художественных
текстах
Составление тезисов
к лекции
Мини-исследование
Лингвистическая
дуэль
Беседа
Работа со словарями
Запись тезисов
Коллективное
обсуждение
Работа со словарями
Анализ фрагментов
из художественных
произведений
Работа с текстами
Работа с текстами

Самостоятельный
выбор текстов
Неологизмы, их роль в художественных
Исследование
произведениях
текстов
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их Архаизмы в лирике
15

31
32
33

2
2
2

34

2

35
36
37

2
2
2

значение в произведении
Фразеологизмы, их выразительность
Работа с толковыми словарями
Создание собственных текстов
Речевая культура - языковые нормы:
орфоэпические нормы
лексические нормы
грамматические нормы
синтаксические нормы

16

А.С.Пушкин
Подражание образцу
Работа со словарями
Выступление на
занятии
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Список литературы
1.Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность».
2.Аудиокниги, аудиоспектакли, видеофильмы.
3.Энциклопедический

словарь

юного

лингвиста,

словарь

эпитетов,

словарь

фразеологизмов, словарь сочетаемости слов русского языка, словарь «Жесты и мимика в
русской речи» и др.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».