Содержание: Введение 1. Паспорт Программы развития на 2023 - 2027г стр. 4-7 2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития дошкольной образовательной организации, ее соответствие приоритетным направлениям развития системы образования Российской Федерации. Краткая информационная справка об образовательной организации Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ 3. Основная идея инновационного развития дошкольной образовательной организации, научно-теоретическое обоснование важностии необходимости инновационных изменений. стр. 7-11 4.Мероприятия по внедрению ФОП ДО стр.12 стр.11-12 5. Концепция Программы развития ДОУ стр.12-14 6. Стратегия развития ДОУ. Основные направления по реализации Программы стр.14-20 развития 7. Прогнозируемый результат Программы развития стр. 21 8. Финансовый план реализации Программы развития стр. 22 9.Управление Программой развития стр.22-23 Угрозы и риски реализации Программы Организация руководства и контроля в ходе реализации Программы развития. 10. Система контроля за выполнением основных разделов программы. стр.24 1 Введение Программа развития разработана в соответствии с требованиями статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ориентирована на реализацию стратегических целей государственной политики в области дошкольного образования и удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса. Управленческий документ предусматривает реализацию комплекса мероприятий и создание в образовательной организации необходимых условий для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере дошкольного образования на принципах проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации». Программа определяет стратегические направления развития МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) на среднесрочную перспективу: ценностно смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа как проект перспективного развития детского сада призвана: обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности дошкольной образовательной организации; обеспечить всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения детского сада для достижения целей Программы. Программа руководствуется требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО); Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО); особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей). Программа развития МОУ «Останинская СОШ» позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования: - воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников; -создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; -создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания. Программа отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. 2 1. Паспорт Программы развития Наименование программы Назначение программы Документы, послужившие основанием для разработки программы развития Программа развития МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) на 2023- 2027гг. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы Учреждения за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Федерального уровня: - Статья 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 года № 273-ФЗ; -Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11. 2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); -Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2022г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023г. № 72264)) Регионального уровня: - Закон Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ (ред. от 22.11.2022) "Об образовании в Свердловской области" (принят ЗС СО 09.07.2013); -Региональная концепция управления качеством образования в Свердловской области от 04.05.2022 № 11/2; - Постановление правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП (ред. от 14.04.2023) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года 3 Учредитель Директор Муниципального уровня: - Постановление главы МО Алапаевское от 22.08.2023г. № 1180 О внесении изменений муниципальную программу МО Алапаевское "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в МО Алапаевское до 2025 года», утвержденную постановлением Администрации МО Алапаевское от 20.08.2014 № 758 Уровень МОУ «Останинская СОШ» -Устав МОУ «Останинская СОШ»; -Локальные акты (положения и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование)) Администрация муниципального образования Алапавеское Р.В. Бадьина – врио директора МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) Проблемы Необходимость Цели программы развития 1. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг в повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования. Необходимость создания условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей, формирования основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности деятельности педагогов к применению современных образовательных и информационных телекоммуникационных технологий. Отсутствие элементарной финансовой грамотности у дошкольников. Недостаточная готовность и включенность родителей (законных представителей) в деятельность МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) и образовательный процесс в частности. Необходимость постоянного обновления и дополнения материально-технической базы МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование), развивающей предметнопространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организации путем создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию. 2. Создание условий по воспитанию ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников. 3. Обеспечение всестороннего удовлетворения образовательных запросов субъектов образовательных отношений; 4. Модернизация материально-технической базы организации, образовательной деятельности. 5. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организацию. 4 6. Обеспечение доступности дополнительного образования с Комплексные задачи программы развития Основные направления развития организации Сроки реализации Этапы реализации Порядок финансирования программы развития Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы учётом потребностей и возможностей детей. 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования. 2. Создание открытой и доступной системы образования для развития детских способностей. 3. Прохождения процедуры лицензирования ДОУ с целью обеспечения доступности дополнительного образовательных услуг. 4. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО. 5. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 6. Повышения безопасности в организации в отношении детейи работников, посетителей. 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей 3. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ, с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО 4. Совершенствование системы охраны труда. 5. Усиление антитеррористической защищенности организации. Программа реализуется в период сентябрь 2023 г. по август 2027 г. 1- й этап: установочный (подготовительный, январь 2023 г. - август 2023 г.) Цель: Создание стартовых условий для реализации Программы развития. 2- й этап: деятельностно - технологический (практический, сентябрь 2023 г.– май 2027 г.) Цель: обеспечение реализации Программы развития. 3-й этап: итоговый (май 2027 г.– август 2027 г.) Цели: определение эффективности проведенной работы на основе количественного и качественного анализа. Эффективное использование бюджетных и внебюджетныхсредств. Удовлетворенность 70 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Обучение 90 % педагогов по программам для работы сдетьми с ОВЗ. 5 Обновление материально-технической базы на 40 %. Ожидаемые результаты реализации программы Контроль реализации программы развития Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. В организации реализуются новые программы образования для детей и их родителей. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создана комфортная развивающая предметно пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом директора МОУ «Останинская СОШ». Корректировку программы развития осуществляет методист. 2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы Краткая информационная справка об образовательной организации Наименование учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Останинская средняя общеобразовательная школа» Юридический адрес 624643, Свердловская область, Алапаевский район, с. Останино, ул. Ленина, 14 Фактический адрес 624643, Свердловская область, Алапаевский район, с. Останино, ул. Зеленая, 20 Режим работы Пятидневная рабочая неделя с 07.30 часов до 16.30 часов, выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Дата открытия 1985 года Телефоны 8(34346)74-3-71 Электронная почта ostanino@list.ru solnichko.ostanino@yandex.ru (дошкольное образование) Официальный сайт ostanino.uralschool.ru https://vk.com/public209812940?ysclid=lvw4p4f118523241820 6 Управление -Директор; -Общее собрание работников -Педагогический совет -Родительский совет Учредительные документы - Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Предмет деятельности серия 66 № 003933, дата выдачи 16.07.2012, срок действия: бессрочно. -Устав. Оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сфере образования по реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО. Виды деятельности - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования; - образовательная деятельность по адаптированным программам, общеразвивающим программам дошкольного образования, для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; - присмотр и уход за воспитанниками; (комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Контингент воспитанников Дети с 1,5 года до 7 лет – 32 ребенка Виды групп Функционирует 2 группы: Общеразвивающей направленности (разновозрастные) – 2 Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ Факторы, обеспечивающие развитие ДОУ Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ДОУ Сильная сторона Слабая сторона - Качество образования Наряду с активными - Наличие основной (результативность образования, образовательной программы педагогами- в коллективе мониторинг динамики развития ДОУ, в том числе рабочей имеются педагоги с Недостаточным уровнем воспитанников, включенность программы по воспитанию и мотивации и начинающие их в конкурсное движение, адаптированной основной педагоги с низким уровнем удовлетворенность качеством образовательной программы, профессиональных образования) разработанной в соответствии с компетенций. требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО. - Высокая результативность образования воспитанников по реализуемым программам, подтвержденная мониторингом, внешними оценками и наградными материалами. Применений инновационных технологий в работе с детьми. Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей обучающихся. 7 Кадровые ресурсы МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) Дошкольное учреждение 30% укомплектовано педагогическими кадрами. Образовательный процесс в ДОУ осуществляют 3 воспитателя, 1 инструктор по физкультуре. Педагогический коллектив состоит из 4 педагогов, большин ство из них среднего возраста, которые имеют большой стаж педагогической работы. Для успешной реализации Программы созданы педагогические условия для профессионального развития педагогов Наименование должности Воспитатель Музыкальный руководитель Учитель-логопед Инструктор по физической культуре Квалификационный ценз педагогов Первая квалификационная категория Соответствие занимаемой должности Образование педагогов Высшее профессиональное Среднее профессиональное Возрастной ценз педагогов 55 и 40-55 лет 30-40 лет 20-30 лет Педагогический стаж 25 лет и выше 15-25 лет 10-15 лет 5-10 лет 0-5 лет Курсы повышения квалификации (не менее 72) 8 Количество 3 1 1 3 3 1 2 2 2 1 1 3 Материально-техническое Создана развивающая предметнообеспечение деятельности пространственная среда для образовательной организации комфортного пребывания детей в (помещения, ремонт, детском саду в соответствии с компьютерное оборудование, требованиями ФГОС ДО,ФОП интерактивная доска, связь) ДО. Помещения ДОУ соответствуют требованиям СанПиН и безопасности. Проводился выборочный косметический ремонт помещений в течение предыдущих 5 лет. Недостаток цифровой образовательной среды: электронных образовательных ресурсов (компьютерных обучающих программ) и интерактивного оборудования, лаборатории для экспериментальной деятельности. Территория и площадки детского сада недостаточно благоустроены. В помещениях требуется частичный косметический ремонт. Требуется интернет. Психолого-педагогические и медицинские особенности контингента воспитанников, динамика его изменения Увеличение количества детей с частичной вакцинацией. Снижение уровня заболеваемости воспитанников. Создана система физкультурнооздоровительной работы с детьми. Созданы условия для полноценного питания. Социально - педагогический Родители являются активными портрет родителей участниками детсковоспитанников как родительских проектов, участников образовательных совместных конкурсов, акций, отношений проводимых в ДОУ. Наличие системы просветительской работы с родителями. Информационное Создан официальный сайт обеспечение деятельности учреждения. образовательной Создана группа в социальной организации сети «Одноклассники». Инновационная деятельность Внедрение инновационных форм работы в образовательный процесс ДОУ повышает качество образования. Недостаточная профессиональная компетентность начинающих педагогов в работе с семьями при проведении активных форм взаимодействия. Загруженность педагогов не всегда позволяет оперативно отражать информацию. Отсутствие в штате ДОУ ставки системного администратора Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов. Нет педагога логопеда и психолога. Выводы: Проведенный SWOT-анализ позволяет определить, что в ДОУ созданы условия для работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО. SWOT-анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации: -соответствие образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО,; -реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе; -кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям в сфере образования; 9 -привлечение родителей к участию в образовательной деятельности, используя разнообразные формы работы; -модернизация материально-технической базы ДОУ; - лицензирование ДОП образования на базе ДОУ. 3. Основная идея инновационного развития дошкольной образовательной организации, научно-теоретическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений. Основная идея инновационной деятельности ДОУ вызвана необходимостью модернизации содержания и организации образования в соответствие федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО). Программа определяет базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ДОО, и планируемые результаты освоения образовательной программы с целью разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций. Федеральная программа ФОП ДО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В связи с этим, возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителя - проектирование образовательного пространства, изменение структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности. Необходимы преобразования по ряду направлений деятельности ДОУ: Качество образования: - повышение качества образования путем создания условий для равного доступа к образованию с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей ДОУ, с целью достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; - создание условий для охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - приобщение детей к базовым ценностям российского народа - достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; - формирования ценностного отношения к окружающему миру; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - повышение педагогической культуры родителей 10 Материально-техническое обеспечение деятельности ДОУ: -создание материально-технических условий, обеспечивающие: 1. Оснащение РППС (музыкального зала, спортивной площадки, групповых прогулочных участков малыми игровыми формами и спортивным оборудованием) для возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы; 2. Выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов к оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному освещению помещений; отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации; организации питания; медицинскому обеспечению; приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность; организации режима дня; организации физического воспитания; личной гигиене персонала; 3. Выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности; 4. Выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО; Информационное обеспечение деятельности ДОУ: -активизация отображения информации о деятельности ДОУ в Интернет-сети; Инновационная деятельность: -трансляция опыта инновационной деятельности ДОУ на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 4. Мероприятия по внедрению ФОП ДО Мероприятия по внедрению ФОП ДО проводятся в соответствии с планом работы с родителями по внедрению ФОП ДО на 2023-2024гг. 5. Концепция Программы развития ДОУ. Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы интегративного образования для разностороннего развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, здоровьесберегающих, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. 11 В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым. Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими. Информационная - владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации. Продуктивная - умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки). Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам. Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) служат: - развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды; - создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей; -разработка образовательных программ, в которых используются современные материально- технические условия в соответствии с законодательством РФ, с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО; - цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации; -совершенствование системы охраны труда; - усиление антитеррористической защищенности организации. Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность ДОУ: -принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев надостижение оптимального результата – развития личности ребенка; - принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; - принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; - принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; -принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; -принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; 12 - принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; - принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог – ребенок - родитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; Воспитатели являются непосредственным реализаторами образовательных услуг на уровне государства; Дети выступают как потребители оказываемых ДОУ услуг по обучению и воспитанию, развитию личности. Для того чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду, в том числе детей с ОВЗ. 6. Стратегия развития ДОУ. Основные направления реализации Программы развития. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие Учреждения. Эти направления сформулированы в целевых подпрограммах «Качество и доступность образования», «Сотрудничество», обеспечивающих участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. 1- й этап: установочный (подготовительный, январь 2023 г. - август 2023 г.) Цель: Создание стартовых условий для реализации программы развития. - Информационно аналитическая деятельность по направлениям работы МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование). - Анализ актуального состояния материально-технической базы, развивающей предметнопространственной среды, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса. - Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива. - Анализ работы с семьёй, выявление образовательных запросов. 13 - Разработка нормативной правовой документации для успешной реализации мероприятий всоответствии с Программой развития. - Создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализациимероприятий. Мероприятия Ответственный Проведение качественного анализа материальнотехнической базы и развивающей предметнопространственной среды. Директор Методист Воспитатель Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива, выявление резерва Методист Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической Методист комфортности. Проведение управленческих мероприятий совместно с органами общественного управления, выявление направлений развития, пути достижения целей. Директор Методист Обновление образовательной программы в соответствии с актуальным состоянием образовательного процесса, внедрением новых педагогических технологий. Директор Методист 2- й этап: деятельностно-технологический (практический, сентябрь 2023г.– май 2027г.) Цель: обеспечение реализации Программы развития. - Улучшение оснащения и материально-технической базы МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование), согласно ФГОС ДО, ФОП ДО. - Обеспечение физического и психического развития детей, коррекции этого развития: - Совершенствование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. - Повышение качества дошкольного образования. Обновление содержания образовательного процесса, с использованием инновационных программ и современных педагогических технологий. - Совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения ООП детьми. - Совершенствование системы работы ДОУ с семьей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Целевая подпрограмма: «Качество и доступность образования». Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности, уровнем профессиональной компетентности педагога, недостаточным материально – техническим оснащением для ведения воспитательно – образовательного процесса с детьми с ОВЗ и дополнительного образования детей. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. 14 Блок «Кадровый потенциал» Цель: Создание условий для профессионального роста и развития педагогических работников. Задачи: 1. Освоение современных педагогических и воспитательных технологий и методик через профессиональное обучение, курсы повышения квалификации, вебинары и пр. 2. Обобщение опыта лучших практик педагогических работников. 3. Создание системы стимулирования деятельности педагогических работников в ДОУ. 4. Поддержка положительного имиджа ДОУ. Мероприятия Мониторинг профессиональной компетентности для выявления актуального уровня и определения возможных индивидуальных путей совершенствования Совершенствование системы непрерывного образования для повышения профессиональной компетентности, инновационной культуры, введениеинновационных форм повышения профессионального мастерствапедагогов Обобщение (демонстрация)опыта работы педагогов на разных уровнях. Сопровождение участияпедагогов в профессиональных конкурсах проектах,конференциях и пр. Публикация работ педагогов в профессиональных изданиях и СМИ Профессиональное обучение, переподготовка, получение дополнительного педагогического образования Оказание поддержки и создание мотивации при аттестации педагогических работников Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению сиспользованием Интернет-ресурсов, созданию и общению впрофессиональных сообществах, вт.ч. в сети Интернет 2023г. 2024г. 2025г. 2026г. 2027г. Ответствен ные Методист Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х 15 Методист Методист Методист Методист Методист Методист Методист Блок «Доступное дополнительное образование» Цель: Создать условия для реализации дополнительного образования детей в ДОУ. Задачи: 1. Создание материально технической базы для реализации дополнительногообразования детей в ДОУ. 2. Привлечение внебюджетных средств на укрепление материальной базы ДОУ. Мероприятия Опрос родителей с целью выявления потребности в видах и направленности дополнительного образования Повышение квалификациипедагогов ДОУ по дополнительному образованию Разработка и реализация дополнительных образовательных программ, в том числе адаптированныхдля детей с ОВЗ. Оснащение помещений для доп. образования необходимым оборудованием Распространение и публикация опыта работы через средства массовой информации, электронные ресурсы, участие в семинарах, научнопрактических конференциях Открытые занятия для родителей, выставки, отчетные концерты кружков Участие детей в конкурсах различного уровня 2023г 2024г 2025г 2026г 2027г Ответствен ный Директор Методист Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Методист Х Х Х Х Х Методист, Специалист Х Х Х Х Х Директор. Х Х Х Х Х Методист Х Х Х Х Х Воспитатели Х Х Х Х Х Воспитатели Блок «Здоровье» Цель: совершенствование системы здоровье сбережения и здоровье формирования в МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Задачи: 1. Создание условий для осуществления в детском саду пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей. 2. Организация подготовки педагогических кадров по вопросам оздоровления и физическогоразвития воспитанников. Мероприятия Спортивные праздники 2023г 2024г 2025г Х Х 16 Х 2026г Х 2027г Ответственный Инструктор по Х физ.культуре Мастер-классы, вебинары, родительские собрания, конкурсы для родителей по здоровьесберегательным технологиям Семинар - практикум для родителей «Здоровый ребенок – счастливая семья» Реализация программы «Крепыш» Инструктор по физ. культуре Х Х Х Х Х Х Х Семинар – практикум для педагогов «Своему здоровью скажем «Да!» Валеологическое воспитание детей возрастных всех групп Совместные походы с родителями Х Х Х Инструктор по физ. культуре Х Инструктор по физ. Х культуре Инструктор по физ. Х культуре Х Х Х Х Х Воспитатели Х групп Х Х Х Х Воспитатели Х групп Блок «Я - гражданин» Цель: Создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовныхценностей, формирования основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения к духовно-нравственным ценностям жизнь, достоинство, права и свободы человека. 2. Формирование базовых знаний о правах и обязанностях гражданина, о приоритете духовногонад материальным, 3. Формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа и уважения к культуре других народов, к исторической памяти и преемственности поколений, к единству народов России. 4. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу Отечества. 5. Воспитание гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, чувства взаимопомощьи взаимоуважение. Мероприятия Проект социальной направленности «Герои России» 2023г Х Семинар практикум для родителей «Папа, мама, я счастливая семья» Тематические недели, посвященные культуре народов России. 2024г 2025г 2026г 2027г Х Х Х Х 17 Х Х Ответственный Методист, Х воспитатели Методист Х Х Х Методист, Х воспитатели Разработка конспектов НОД по гражданско-правовому воспитанию Блок «Инновационная деятельность в ДОУ» Методист, воспитатели Х 1. Инновационная площадка «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» Цель: Создание оптимальных условий для грамотности у дошкольников через игру. формирования элементарной финансовой Задачи: 1. Разработать и апробировать формы и методы формирования финансовой грамотности воспитанников в условиях дошкольного образования. 2. Создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных игр. 3. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования. 2. Инновационная площадка «Разговор о правильном питании» Цель: Формирование у детей представлений о правильном питании как основы здорового образа жизни. Задачи: 1. Разработать и апробировать формы и методы формирования навыков правильного питания воспитанников в условиях дошкольного образования. 2. Создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных мероприятий по формированию навыков здорового питания. 3. Научить детей правильному отношению к здоровому питанию. Мероприятия Разработка документовпо научно- методическому обеспечению инновационной деятельности ДОУ 2023г. 2024г. 2025г. Х Организация работы по Х повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах по теме инновационной деятельности. Разработка и внедрение системы Х 2026г. 2027г. Ответственный Х Директор, Методист Х Методист Методист, воспитатели Х Методист Выявление эффективности системы Х 18 Корректировка системы. Распространение педагогического опыта. Методист, воспитатели Х Целевая подпрограмма: «Сотрудничество» Проблема: Недостаточная готовность и включённость родителей (законных представителей) в деятельность МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) и образовательный процесс в частности. Цель: Создать единое образовательное пространство «Детский сад – семья» обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства. Задачи: 1. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий. 2. Оказание консультативной помощи семьям имеющих детей в возрасте от 0 до 8 лет. 3. Установление новых партнерских взаимоотношений ДОУ с социальными институтами. Мероприятия Анкетирование родителей 2023г 2024г 2025г 2026г 2027г Х Х Х Х Х День открытых дверей Ответственный Методист Директор Совместные семейные праздники и развлечения Методист Взаимодействие с социальными институтами. Организация совместных мероприятий. Активизация работы сайта и группы в социальных сетях Методист Директор 3- й этап: итоговый (май 2027 г.– август 2027 г.) Цели: определение эффективности качественного анализа. проведенной работы на основе количественного Задачи: 1. Проведение анализа результатов реализации Программы развития, оценка эффективности. 2. Представление аналитических материалов на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, размещение на сайте ДОУ; 3. Определение проблемы для разработки новой Программы развития. 19 и 7. Прогнозируемый результат Программы развития Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: - повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (в рамках реализации Профстандарта), в том числе при работе с детьми с ОВЗ. - создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ; - рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации; - обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. - активное включение родителей в образовательный процесс; - создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада. - создание доступной среды для детей с ОВЗ. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста (по необходимости составлены индивидуальные образовательные маршруты развития детей); - появится возможность получения дополнительного образования на базе ДОУ; - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; - обеспечение индивидуального психолого – педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ; - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право на участие и контроля в работе детского сада. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; - дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий (использование новинок педагогической деятельности); - поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических мероприятиях). Для ДОУ: - будет налажена система управления качеством образования дошкольников (планирование, контроль, анализирование работы); - появится возможность предоставлять дополнительное образование воспитанникам; - будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении в соответствии с современными требованиями. Таким образом, работа коллектива МОУ «Останинская СОШ» (дошкольное образование) направлена на обеспечение качества образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива, создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки результатов деятельности. 20 8. Финансовый план реализации Программы развития Основным источником финансирования инновационного развития ДОУ на ближайшие годы останутся бюджетные ассигнования в виде сметного финансирования и дополнительно привлечённые бюджетные и внебюджетные ресурсы. При этом дополнительными источниками финансирования развития ДОУ в период 2023-2027 гг. станут: - инвестиции, предусмотренные в бюджете муниципалитета на 2023-2027 годы; - добровольные пожертвования; гранты, иные средства, полученные ДОУ в конкурсах и целевых программах, проводимыхна уровне федерации, региона и муниципалитета. - 9. Управление Программой развития Угрозы и риски реализации Программы. Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ДОУ: - конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования; - конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад, конференций и др.; - конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования; - высокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса. В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения поселка Верхняя Синячиха, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования. Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами: - стабильно высоким качеством образования; - наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и организационноуправленческих инноваций; - сопровождение детей специалистами ДОУ; - наличием системы повышения квалификации. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. Организационно-управленческие риски могут быть связаны: - с недостатками в управлении реализацией Программой; - с неверно выбранными приоритетами развития. Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе 21 механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий управленческой команды ОУ. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств. Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Возможные пути устранения угроз и рисков: 1. Разъяснение идей Программы развития ДОУ субъектам образовательного процесса. 2. Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров. 3. Организация мониторинга. 4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение. Организация руководства и контроля в ходе реализации Программы развития. Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется администрацией ДОУ и представителями родительской общественности. Система организации контроля выполнения Программы: - Отражение плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ, в тематике Педагогических советов; - Публикации на сайте МОУ «Останинская СОШ», в СМИ; - Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим родительским собранием; - Участие в экспертизе образовательной деятельности; - Участие в муниципальных, районных, областных семинарах, конференциях. Инструментарий проведения контроля: - внутренняя оценка качества образования ДОУ; - общественная экспертиза оценки качества образования ДОУ; - статистические показатели мониторинга. Социальный эффект от реализации программы: - удовлетворение требований общенациональной системы качества образования и образовательного запроса субъектов образовательного процесса на получение качественного образовательного продукта; - повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения через создание имиджа ДОУ как детского сада общеразвивающего вида с предоставлением услуг семьям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ, обеспечивающего гармоничное единство и взаимосвязь между достижением необходимого уровня Государственного образовательного стандарта и сохранением здоровья дошкольников. 22 10. Система контроля за выполнением основных разделов программы . Контроль и оценка эффективности выполнения Программы развития проводится по следующим направлениям: Для контроля исполнения Программы разработан перечень показателей эффективности работы дошкольного образовательного учреждения (индикаторы развития), которые рассматриваются как целевые значения, которые отражают выполнение мероприятий программы до 2027 года. Мониторинг проводится по оценке достижения целевых показателей программы, выполнению задач, реализации проектов образовательного учреждения. Программа развития предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие (промежуточные) и конечные результаты ее реализации. Оценка эффективности реализации программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы развития будет выражена удовлетворенностью населения качеством предоставляемых ДОУ услуг с помощью электронных средств информации и специально организованного опроса (на сайте ДОУ и анкетирование). Общий контроль выполнения Программы развития осуществляет заведующий и рабочая группа по разработке Программы с ежегодным обсуждением результатов на педагогическом совете ДОУ. Текущий контроль и координацию работы дошкольного образовательного учреждения по Программе развития осуществляет заведующий, по проектам – ответственные исполнители. Ответственные исполнители: -анализируют ход выполнения плана-графика (мероприятий, действий по реализации Программы) и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; -осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы; -системно осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за образовательным процессом. Результаты контроля представляются руководителем ежегодно на общем собрании работников ДОУ и заседании совета родителей, публикуются на официальном сайте ДОУ как часть отчета о самообследования в апреле каждого года. Руководитель несет ответственность за реализацию и своевременное исполнение индикаторов Программы развития ДОУ. 23