шахматы

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми
и
экономическими
основаниями
проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12.2012.
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября
2014.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические
требования к устройству. Содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от
04.07.2014.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5. Устав МОУ «Останинская СОШ».
6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ».
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Цели программы «Шахматы»: организация полноценного досуга
учащихся через обучение игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории
развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных
фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально –
спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в
типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного
планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и
использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения
двигательной активности и оздоровления;
2

- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных
особенностей,
индивидуальных и
физиологических возможностей
школьников.
Развивающие:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической
культуре вообще и о шахматах в частности;
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических
качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их
двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми,
как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с
общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально –
физкультурным занятиям.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в начальной
школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию
их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям
не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству
сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

3

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Отличительной
особенностью
программы является
ее
индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход
заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе
обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с
включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе
реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном
и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы
благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому
мышлению, а также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами
развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его
память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие
качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка,
терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.
Адресат программы: возраст учащихся, для которых предназначена
данная программа от 7-10 лет. В коллектив могут быть приняты все
желающие. Условия формирования групп: в группу могут приниматься
учащиеся как одного возраста, так и разновозрастные. Число детей в группе –
15 человек.
Уровень программы – ознакомительный, т.к. предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Объем программы: 68 часов
Срок освоения программы: 34 учебных недели (1 год)
Формы обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, каждое занятие
проводится по 40 минут с перерывом 10 минут
Формы подведения итогов: аналитическая справка, соревнования.
№
п/п

Учебный (тематический) план
Темы, разделы
Количество часов
Всего
Теори Практика
4

Формы
аттестации/

1

2
3

Теоретические
основы и правила
шахматной игры
Тактические
приёмы в шахматах
Практикосоревновательная
деятельность
Итого

12

я
12

-

контроля
Тест

30

15

15

Тест

26

-

26

Участие
в
соревнованиях

68

27

41

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Теория: История возникновения шахмат. Шахматная доска. Шахматная
нотация. Горизонталь Вертикаль. Диагональ. Шахматные фигуры и
начальная позиция. Превращение пешки. Ценность фигур. Нападение.
Взятие. Взятие на проходе. Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья.
Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. Шахматный этикет.
Раздел 2. Тактические приёмы в шахматах
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии –
миниатюры. Защита в шахматной партии: уход из-под нападения,
уничтожение
атакующей
фигуры,
защита
фигуры,
перекрытие,
контрнападение. Тактические приемы. Мат на последней горизонтали
Практика: Шахматные партии. Разбор ошибок.
Раздел 3. Практико- соревновательная деятельность
Практика: Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматные
партии. Разбор ошибок. Шахматные турниры.




Планируемые результаты
Метапредметные результаты освоения программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
5






























оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения
цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой,
сайтами
умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать,
основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
способность работать в команде; выслушивание собеседника и ведение
диалога.
Личностные результаты освоения программы курса
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
6









представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Предметные результаты освоения программы курса
Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами.
Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый
контроль.
Входной контроль-оценка стартового уровня образовательных
возможностей учащихся при поступлении в объединение. Проводится в
сентябре.
Текущий контроль – оценка уровня качества освоения тем программы
и личностных результатов учащихся; осуществляется на занятиях в течение
учебного года.
Промежуточный контроль- оценка уровня и качества освоения
учащимися дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы по итогам изучения раздела.
Итоговый контроль- оценка уровня и качества освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы по
завершению всего периода обучения по программе заполняется
информационная карта по тестам.
Формы
аттестации/контроля:
тестирование,
участие
в
соревнованиях.
Оценочные материалы
 Тест №1.
Шахматная доска. Шахматная нотация. Горизонталь
Вертикаль. Диагональ.
 Тест №2. Шахматные фигуры и начальная позиция. Учащийся
правильно расставляет фигуры перед игрой.
 Тест №3. Ход фигур. Тактика нападения.
 Тест №4. Тактические приёмы. Шах, мат и пат.
 Тест №5. Решение шахматных задач на тактику.
7

Уровень
Начальный
Средний
Высокий

Оценка параметров
Диапазон баллов
11-16 баллов
17-27 баллов
28-33 балла

Материал для проверки знаний по теоретической подготовке
Условия оценки знаний:
Критерий
Условия оценки
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
Решение
До 5 правильно С
6
до
9 10
и
более
тестовых заданий решенных задач
правильно
правильно
решенных задач
решенных задач
Теоретические
Оценка позиции, Правильно
Правильно
знания
план
и
ходы оценена позиция, оценена позиция,
осуществляются с определен план, определен план,
наводящими
но ходы сделаны выбраны
ходы
вопросами
не верно
фигурами
Участие
в Результат участия Результат
Результат участия
турнирах
в турнире ниже участия в турнире в турнире занятие
квалификации
подтверждение
призового места
учащегося
собственной
квалификации

Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
Занятия будут проводиться в учебном кабинете, соответствующем
санитарно-гигиеническим требованиям.
Перечень оборудования
- Шахматные доски с фигурами - 8 шт.
- Персональный компьютер учителя -1 шт
- Интерактивная доска – 1 шт
- Принтер- 1 шт
- Сканер – 1 шт
- Учебные парты – 9
- Учебные стулья – 18
Информационное обеспечение
8

1 Сайт изучения игры «Шахматы»- https://www.chess.com/ru/kak-igrat-vshakhmat
2. Видеуроки по изучению игры «Шахматы»- https://vse-kursy.com/read/379uroki-shahmat-dlya-nachinayuschih.html
3. Шахматы онлайн.ру

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или средне - профессиональное образование по направленности в
области соответствующей профилю общеобразовательной общеразвивающей
программы, без предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Методы обучения: наглядный практический, игровой, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.
Технологии обучения:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
Формы организации учебного занятия: учебные занятия, практическая
работа, учебная беседа, игровая, соревновательная, круговая тренировка,
выполнение упражнений.
Формы организации образовательной деятельности: занятия по
данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм
большее количество времени занимает практическая часть, в процессе
которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое
учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую
последовательность, построенных друг за другом.
Методические пособия
1.
Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации.
Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват.огрвнизаций/Е.А.
Прудникова, Е.И. Волкова. –М.: Просвещение, 2017
2.
Э.Э. Уманская, Учебное пособие «Шахматы в школе».- Москва.:
«Просвещение» 2019 г.
Дидактические материалы
9

- картотека упражнений по шахматам
- схемы и плакаты освоения технических приемов в шахматах
- правила игры по шахматам
Необходимым условием организации занятий является психологическая
комфортность
обучающихся,
обеспечивающая
их
эмоциональное
благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка,
индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только
для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического
состояния.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у
обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся
предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы
из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Список литературы
Для педагога
1.
Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2.
Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
3.
Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
4.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
5.
Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
6.
Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк:
2004.
7.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
8.
Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда
Севера, 1997-2000.
9.
Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.:
Высшая школа, 1990.
10.
Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия,
1990.
10

11. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт»,
1966.
Для учащихся (родителей)
1.
Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
2.
Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3.
Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль,
1991.
4.
Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5.
Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
6.
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7.
Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8.
Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.:
РиПДЛ-Классик, 2006

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».