мир вокруг нас

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми
и
экономическими
основаниями
проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12.2012.
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября
2014.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические
требования к устройству. Содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от
04.07.2014.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5. Устав МОУ «Останинская СОШ».
6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ».
Направленность программы: социально-гуманитарная
Цель программы: Формирование личностных качеств детей, как
основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе
социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение составлению и проведению игровых программ, овладение
технологиями организации коллективных творческих дел;
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и способности к
самообразованию;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной
деятельности;
2

- развитие лидерских качеств личности.
Воспитательные:
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- формирование ценностных основ нравственности, поведенческих
норм в условиях уважения к правам и свободам человека;
-воспитывать любовь к Родине, к своему селу, уважение к пожилым
людям;
Актуальность программы заключается в наличие у учащихся
потребности в общении, в совместной продуктивной деятельности. Сами
учащиеся должны готовить себя к новым социальным отношениям: учиться
преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные
процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу,
утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться
саморазвиваться.
Отличительные особенности, новизна программы в том, что она
направлена на поддержку становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает
реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
школьника.
Педагогическая целесообразность программы преследует не только
и не столько утилитарные цели, а позволяет развивать принципиально
важные способности: комбинировать, фантазировать, перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
научиться мыслить и действовать творчески, делать выводы на основе
обобщения знаний.
Адресат программы: возраст учащихся, для которых предназначена
данная программа 6-12 лет. В коллектив могут быть приняты все
желающие. Условия формирования групп: в группу могут приниматься
учащиеся как одного возраста, так и разновозрастные. Число детей в группе –
12 человек.
Уровень программы – базовый,
т.к. предполагает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения.
Объем и срок реализации программы
Срок
Количество
Общее количество
Количество часов в
освоения
учебных
часов
неделю
недель
3

1
34
68
2
Форма обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 40
минут.
Формы подведения итогов
Итоговая аттестация
может проводиться в следующих формах:
творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера,
отчетные выставки, срезовые работы, вопросники, тестирование, зачет,
концертное прослушивание, защита творческих проектов.

№ Название
п/п раздела
1
2

3

4

5

6

7

Учебный (тематический) план
Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Праздничное
поздравление на
День Пожилого
человека

Введение
Раздел
1.Творческая
мастерская к
Дню Пожилого
человека
Раздел 2.
Здоровье бесценное
богатство
Раздел 3.
Экология и мы

1
6

1
2

4

7

4

3

Беседы, игры,
тестирование

5

2

3

Раздел 4.
Духовно –
нравственное
развитие
Раздел 5.
Мастерская Деда
Мороза

3

1

2

4

1

3

Раздел 6.
Эстетическое
воспитание

8

2

6

Акции, беседы,
конкурс
плакатов
Беседы, участие
в тренингах,
поздравительных
программах
Новогодний
праздник,
изготовление
елочных
украшений
Участие в
дискуссиях,
акциях, играх

4

Раздел 7. Учимся
дружить

3

1

2

9

Раздел 8.
Творческая
мастерская

6

2

4

10

Раздел 9.
Конкурс
«Мастер –
золотые руки»
Раздел 10.
Военнопатриотическая
подготовка
Раздел 11.
Экология моего
села

3

1

2

16

6

10

Участие в акции,
митинге на 9
мая, экскурсия

4

1

3

2

-

2

Участие в
викторине,
экскурсии на
природу
Подведение
итогов учебного
года

28

38

8

11

12

13

Раздел 12.
Итоговая
творческая
работа «Наши
успехи»
Итого

66

Участие в
беседах, играх,
тестирование
Изготовление
поделок,
открыток,
участие в
мероприятиях
Изготовление
поделок, участие
в конкурсе.

Содержание учебного (тематического) план
Введение
Теория: Особенности содержания учебного материала. Организация
рабочего места. Техника безопасности.
Практика: Игры на знакомство.
Раздел 1. Творческие мастерские ко Дню Пожилого человека
Теория: Подготовка материала для поздравления пожилых людей.
Практика: Участие в праздничном концерте на День Пожилого
человека.
Раздел 2. Здоровье – бесценное богатство
5

Теория: Понятие здорового образа жизни.
Практика: Социологический опрос. Конкурс плакатов. Проведение
круглых столов, игр, тестирование.
Раздел 3.Экология и мы.
Теория: Проведение бесед на экологические проблемы.
Практика: Проведение экологических конкурсов. Просмотры
презентаций.
Раздел 4. Духовно – нравственное развитие
Теория: Круглые столы и диспуты на темы: «Семья и ее нравственные
ценности», «Семья крепка ладом», «Признание своих ошибок – как
нравственная необходимость», «Что такое жертвенность», «Забота о
пожилых и одиноких – наш долг», «Спешите делать добрые дела».
Практика: Тренинговые занятия.
Раздел 5. Мастерская Деда Мороза.
Теория: Подготовка к новогодним праздникам.
Практика: Изготовление ёлочных украшений, оформление новогодних
плакатов.
Раздел 6. Эстетическое воспитание
Теория: Воспитание гуманного отношения к живому, чувства
милосердия, норм поведения в обществе.
Практика: Участие в дискуссии, в играх, акциях.
Раздел 7. Учимся дружить
Теория: Рассуждение о дружбе, доброжелательности.
Практика: Тестирование, тренинги, игры.
Раздел 8.Творческая мастерская
Теория: изучение истории праздника День Святого Валентина, 8 марта.
Практика: Изготовление поделок, оформление плакатов.
Раздел 9. Конкурс «Мастер – золотые руки»
Теория: Изучение положения конкурса.
Практика: Подбор материала и изготовление поделок.
Раздел 10. Военно – патриотическое воспитание
Теория: Круглые столы и диспуты на темы: «Доблесть, мужество,
любовь к Родине», «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за
других своя», урок мужества. Исторический час. Познавательные беседы.
Просмотры тематических фильмов, проведение уроков мужества, подготовка
к митингу на 9 мая.
Практика: Участие в акциях, в митинге на 9 мая. Помощь ветеранам.
Конкурс сочинений «Мир нужен всем». Экскурсия в музей школы.
6

Раздел 11. Экология моего села
Теория: Описание своего села, экологические проблемы.
Практика: Участие в викторине, экскурсии на природу.
Раздел 12. Итоговая творческая работа «Наши успехи»
Практика: Подведение итогов. Презентация о проделанной работе.

Планируемые результаты
Предметными результатами освоения программы являются:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни;

овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе и историкокультурном наследии России, в её современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в
истории и культуре России;

понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание
примеров национальных свершений, открытий, побед.

описывать и характеризовать факты и события культуры, истории
общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов,
норм;
Личностными результатами освоения программы являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру
природы различными средствами (художественное слово, рисунок,
живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и
т. д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
7

Метапредметными результатами являются:

овладение элементами самостоятельной организации учебной
деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной
задачей, а также понимание информации, представленной в различной
знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;

развитие
коммуникативных
умений
и
овладение
опытом
межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в
дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной
ролью.
Комплекс организационно-педагогических и аттестационных
мероприятий
Формы аттестации
Основными формами предъявления и демонстрации образовательных
результатов данной программы являются: аналитический материал по итогам
проведения мероприятия, выставка, готовое изделие, конкурс, праздник.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Занятия будут проводиться в кабинете истории, который имеет
следующее оборудование:
1. Столы ученические - 8
2. Стулья ученические - 16
3. Компьютер
4. Проектор
5. Доска аудиторная
6. Доска интерактивная
7. Принтер
Информационное обеспечение
1. Презентации по тематике программы
2. Видеоматериалы (мастер классы) по темам: посвященным Дню учителя;
Дню Матери; празднование Нового года; 8-марта.
3. Сайты сети Интернет
Кадровое обеспечение
8

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или средне - профессиональное образование по направленности в
области соответствующей профилю общеобразовательной общеразвивающей
программы, без предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Методы обучения
1.
2.
3.
4.
5.

Наглядный практический
Словесный
Игровой
Поощрение
Мотивация

Технологии обучения
1.Технология группового обучения
2. Технология проектной деятельности
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Информационно-коммуникационные технологии
Формы организации учебного занятия
 Беседы, викторины
 Круглые столы
 Коллективные творческие дела
 Тренинги общения
 Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
 Ролевые игры
 Просмотр и обсуждение кинофильмов

Дидактические материалы
1. Технологические карты
2. Образцы изделий
3. Раздаточные материалы: тесты

9

Список литературы
Рекомендуемая педагогическая литература
1. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология: Учебник для студ.
высш. пед. учеб.заведений – 2-е изд.,стереотип.-М.: Издательский центр.
Академия; высшая школа, 2001.
2.

Кордуэл

М.

Психология.

А-Я:

Словарь-справочник/Пер.

с

англ.А.С.Ткаченко.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
3. Лейте Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособия для
студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Мидлер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я/ Пер. с
нем.-М.:Академический Проект,2001. (Технологии: традиции и инновации)
5. Педагогика /Под редакцией Пидкасистого – Педагогическое
наследие России, 2007.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под
редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
7. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
8. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.
Литература, рекомендуемая для чтения родителям и учащимся
1. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей:
Пер. с польск.-4-е.изд., доп.- М.: Прогресс, 1989.
2. Кунц О.Р. 100 советов родителям или нравственные проблемы
семейного воспитания.Изд.-2-ое, переработанное и доп..- Уфа: РИО
Госкомиздата БССР, 1991.
3.Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-4-е изд.доп.- М.: Политиздат.,
1986.
4.А.Мирзоян. Научно-популярное издание Мир этикета.2-е изд. Изд.
«Урал Л.Т.Д.» , 2001.
5.Волков

Б.С.

Психология

подростка:

М.:Академический Проект; Гаудеалиус, 2005.
10

Учебное

пособие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».