юный зоолог

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми
и
экономическими
основаниями
проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12.2012.
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября
2014.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические
требования к устройству. Содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от
04.07.2014.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5. Устав МОУ «Останинская СОШ».
6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ».
Направленность программы: естественнонаучная.
Цель программы: формирование и развитие экологически грамотного
поведения у младших школьников через развитие творческих способностей
учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие:
- формировать представления о разнообразии животного мира;
- формировать определенные умения и навыки по уходу за животными;
- дать представление об экологических проблемах окружающей среды;
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках
трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира,
литературы, способствовать их систематизации;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение нормам и правилам поведения в природе.
Развивающие:
-развитие естественнонаучного мировоззрения, обеспечивающего связь
обучения с жизнью;
-развитие образного мышления и воображения;
-развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
2

- воспитание в детях бережного отношения к окружающей среде и всему
живому;
-формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни,
мотивацию к творческому труду, работе на результат, воспитание
аккуратности;
-развитие любви к природе.
Актуальность программы заключается в том, что современное
экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения, а так
же предлагаемая программа имеет социальную и художественноэстетическую и экологическую направленность, которая является важным
направлением в развитии и воспитании. Программа совмещает в себе
экологическое образование и занятия художественно прикладным
творчеством. Программа носит комплексный интенсивный характер,
направлена на интеграцию разных видов деятельности, охватывает основные
направления его развития. Предполагается связь содержательного
компонента программы со школьными предметами: окружающий мир,
литература, технология, изобразительное искусство.
Отличительной особенностью данной программы является
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих
принципов:
1) Непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
2) Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения;
3) Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4) Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа
составлена с учётом познавательного интереса детей младшего школьного
возраста, их исследовательских и творческих запросов. Занятия по программе
углубляют знания учащихся о животном мире. Большое внимание уделяется
работе с природными объектами, практическим и игровым формам занятий.
Исходя из возможностей и возрастных особенностей учащихся, содержание и
материал программы организованы по принципу дифференциации.
Адресат программы: возрастной диапазон учащихся – (7-10 лет),
число детей, одновременно находящихся в группе -15 человек.
Уровень
программы:
базовый,
т.к.
предполагает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения.
Объем программы: 66 часов.
Срок освоения программы: 1 год (33 учебных недели).
3

Формы обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 40
минут.
Формы подведения результатов: система отслеживания и оценивания
результатов обучения детей проходит через участие их в выставках,
конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Учебный (тематический) план
№
Название
п/п раздела, темы
1 Введение
2 Птицы в
природе
3 Дикие
животные леса
4 Экзотические
животные
5

6
7
8

9
10

Рыбы,
земноводные,
рептилии
Жизнь
животных
Самые, самые,
самые
Животные в
литературе и
искусстве
Домашние
животные
Охрана
животных
Итого

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
3
1
2
13
6
7
Творческая работа
4

1

3

Выставка

4

2

2

8

4

4

Конкурс рисунков,
защита минипроектов
Викторина

5

2

3

4

1

3

2

1

1

Творческая работа

13

6

7

Викторина

10

7

3

66

31

35

Содержание учебного (тематического) плана
Введение
Теория: Многообразие животных. Среды обитания животных.
Практика: Работа с текстом. Разгадывание загадок
Птицы в природе
Теория: Дикие птицы. Экзотические птицы.
4

Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок.
Работа с бумагой: оригами, аппликация. Рисование птиц. Игры. Просмотр
видеоматериалов. Решение задач на логическое мышление. Практическая
работа с родителями: изготовление скворечников.
Дикие животные леса
Животные, обитающие в лесу: волк, барсук, белка, соболь.
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок.
Лепка. Игры.
Экзотические животные
Животные, «видящие в темноте»- летучие мыши. Длинношеий
великан. Рыба или зверь? Царь зверей. Самый лучший прыгун. Необычные
медведи. Самый быстрый зверь.
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок.
Рисование. Игры. Просмотр видеоматериалов. Подготовка сообщений.
Рыбы, земноводные, рептилии
Рыбы-хищники. Необычные рыбы. Морские рыбы. Лягушка.
Крокодилы – древние жители нашей планеты. Самая большая змея.
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок.
Участие в викторине. Игры. Просмотр видеоматериалов.
Жизнь животных
Жилища животных. Забота о потомстве. Общение в мире животных
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок,
ребусов.
Самые, самые, самые…
Рекорды животного мира
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Игры.
Животные в литературе и искусстве
Герои песен, сказок и легенд. Животные символы.
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок.
Работа с бумагой: аппликация.
Домашние животные
Одомашнивание животных человеком. Собаки. Породы собак. Кошки.
Породы кошек. Дрессировка домашних животных. Хомяки. Птицы живого
уголка. Аквариум. Аквариумные рыбки.
Практика: Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок. Участие в
викторине.
Охрана животных
Человек и животные. Редкие и исчезающие животные. Красная книга.
Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Игры.
Планируемые результаты

5

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера, овладение логическими
действиями сравнения, анализа, классификации по родовидовым признакам,
построение рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные результаты: формирование уважительного отношения к
животному миру; развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки по отношению к животным; развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости общения с
животными; потребности в активной личной поддержке мероприятий и
акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: что такое природа
и животный мир; правила поведения в природе; что такое охрана природы;
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды,
влияющие на жизнь животных; глобальные экологические проблемы,
влияющие на жизнь животных;
разнообразие животных; редкие
и
охраняемые животные.
Учащиеся должны уметь: оценивать экологическую ситуацию;
выполнять правила поведения в природе; ухаживать за животными;
участвовать в природоохранных акциях; самостоятельно
ставить
цели,
находить пути решения и делать выводы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: творческая
работа, выставка, викторина, конкурс.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, который оборудован следующими
техническими средствами обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
2. Мультимедийный проектор BEUQ
3. Интерактивная доска DYMO MIMIO Teach
4. Компьютер IN WIN LG
5. Монитор LG
6. Сканер Canon
Оборудование класса:
1. Ученические столы с комплектом стульев
2. Стол учительский -1
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
На каждого ребенка собрана папка со всем необходимым. Папка
содержит: набор белого и цветного картона, набор цветной бумаги, бумага
6

белая для оригами, ножницы с тупыми концами, клей карандаш, пластилин,
дощечка для лепки, альбом, краски, кисти, баночка для воды «непроливайка»,
простой карандаш, ручка, линейка, ластик, цветные карандаши.
Информационное обеспечение
1. Детская энциклопедия о животных (CDpc)
2. Мультфильм «Лягушка путешественница»
https://www.youtube.com/watch?v=3kMbFX6upjc
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование по направленности в области соответствующей
профилю общеобразовательной общеразвивающей программы, без
предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Формы организации учебных занятий: беседа, игра, практическая
работа, наблюдение, мини-конференция, консультация.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке,
в домашних условиях) при использовании изобразительной деятельности,
художественной литературы, игр.
Методы обучения: словесный, игровой, частично-поисковый
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
При проведении занятий будут использованы следующие технологии,
методики:
-проблемное обучение;
-поисковая деятельность;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология группового обучения;
- здоровьесберегающие технологии
При проведении занятий следует учитывать, что школьники младшего
возраста с большим увлечение занимаются практической работой, поэтому,
чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению
практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать
силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение
всего занятия.
К занятиям в кружке будут привлечены учащиеся ОВЗ, поэтому
необходимо соблюдать соответствующие рекомендации при работе с данной
группой детей.
Дидактические материалы
7

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тексты о различных животных
Сборники загадок о животных
Раскраски различной тематики
Образцы скворечников
Инструкции «Правила игры»
Разработки викторин
Список литературы

Список литературы для учителя
Основная литература
1 Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия.
– М.: Просвещение, 2010.
1. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность
школьников./
Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
2. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и
растений. Ярославль, 1998.
3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л.
Алексеева С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С.
Ковалевой,О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго
поколения).
4. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
5. Болотова Е.А., Т.А.Воронцова; Итоговая аттестация по окончании
начальной школы. Интегрированные тесты. Издательство «Учитель»,2014.
Дополнительная литература
1. Акимушкин И. Мир животных. - М., 1971.
2. Воробьева И. А. Язык Земли. - Новосибирск, 1973.
3. Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1976.
4. Григорьев А.Г. Секретные заложники. - Томск, 1996.
5. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон»,
2012
6. Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012
7. Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон»,
2012
8. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012
9. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987.
10. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай!- Новосибирск,
1972.
11. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.М., 1997.
8

12. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное
пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
Список литературы для учащихся (родителей)
Основная литература
1. Иллюстрированная энциклопедия школьника «Мир живой
природы». - М., 1998.
2. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.Ярославль: «Академия развития», 1998
3. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не
узнаешь на уроках. -Ярославль, 1998.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и
растений.-Ярославль, 1998.
5. Томилина М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
Дополнительная литература
1. Барков А.В. Почему еж с лисой встречаться не любит. - М., 1989.
2. Галенс Д. Книга ответов для почемучки. –Харьков: «Книжный клуб»,
2006
3. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон»,
2012
4. Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012
5. Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон»,
2012
6. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012
7. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: «Педагогика». М.
1990.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».