Пояснительная записка Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы являются: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012. 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Устав МОУ «Останинская СОШ». 6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ». Направленность программы: естественнонаучная. Цель программы: формирование и развитие экологически грамотного поведения у младших школьников через развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обучающие: - формировать представления о разнообразии животного мира; - формировать определенные умения и навыки по уходу за животными; - дать представление об экологических проблемах окружающей среды; - закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, литературы, способствовать их систематизации; - обучение умению планирования своей работы; - обучение нормам и правилам поведения в природе. Развивающие: -развитие естественнонаучного мировоззрения, обеспечивающего связь обучения с жизнью; -развитие образного мышления и воображения; -развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; - развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: - воспитание уважения к труду и людям труда; 2 - воспитание в детях бережного отношения к окружающей среде и всему живому; -формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, воспитание аккуратности; -развитие любви к природе. Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения, а так же предлагаемая программа имеет социальную и художественноэстетическую и экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интенсивный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство. Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: 1) Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; 2) Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения; 3) Системность организации учебно-воспитательного процесса; 4) Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа составлена с учётом познавательного интереса детей младшего школьного возраста, их исследовательских и творческих запросов. Занятия по программе углубляют знания учащихся о животном мире. Большое внимание уделяется работе с природными объектами, практическим и игровым формам занятий. Исходя из возможностей и возрастных особенностей учащихся, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации. Адресат программы: возрастной диапазон учащихся – (7-10 лет), число детей, одновременно находящихся в группе -15 человек. Уровень программы: базовый, т.к. предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Объем программы: 66 часов. Срок освоения программы: 1 год (33 учебных недели). 3 Формы обучения: очная Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 40 минут. Формы подведения результатов: система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Учебный (тематический) план № Название п/п раздела, темы 1 Введение 2 Птицы в природе 3 Дикие животные леса 4 Экзотические животные 5 6 7 8 9 10 Рыбы, земноводные, рептилии Жизнь животных Самые, самые, самые Животные в литературе и искусстве Домашние животные Охрана животных Итого Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 3 1 2 13 6 7 Творческая работа 4 1 3 Выставка 4 2 2 8 4 4 Конкурс рисунков, защита минипроектов Викторина 5 2 3 4 1 3 2 1 1 Творческая работа 13 6 7 Викторина 10 7 3 66 31 35 Содержание учебного (тематического) плана Введение Теория: Многообразие животных. Среды обитания животных. Практика: Работа с текстом. Разгадывание загадок Птицы в природе Теория: Дикие птицы. Экзотические птицы. 4 Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Работа с бумагой: оригами, аппликация. Рисование птиц. Игры. Просмотр видеоматериалов. Решение задач на логическое мышление. Практическая работа с родителями: изготовление скворечников. Дикие животные леса Животные, обитающие в лесу: волк, барсук, белка, соболь. Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Лепка. Игры. Экзотические животные Животные, «видящие в темноте»- летучие мыши. Длинношеий великан. Рыба или зверь? Царь зверей. Самый лучший прыгун. Необычные медведи. Самый быстрый зверь. Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Рисование. Игры. Просмотр видеоматериалов. Подготовка сообщений. Рыбы, земноводные, рептилии Рыбы-хищники. Необычные рыбы. Морские рыбы. Лягушка. Крокодилы – древние жители нашей планеты. Самая большая змея. Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Участие в викторине. Игры. Просмотр видеоматериалов. Жизнь животных Жилища животных. Забота о потомстве. Общение в мире животных Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок, ребусов. Самые, самые, самые… Рекорды животного мира Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Игры. Животные в литературе и искусстве Герои песен, сказок и легенд. Животные символы. Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Работа с бумагой: аппликация. Домашние животные Одомашнивание животных человеком. Собаки. Породы собак. Кошки. Породы кошек. Дрессировка домашних животных. Хомяки. Птицы живого уголка. Аквариум. Аквариумные рыбки. Практика: Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок. Участие в викторине. Охрана животных Человек и животные. Редкие и исчезающие животные. Красная книга. Практика: Работа с текстом. Сочинение и разгадывание загадок. Игры. Планируемые результаты 5 Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные результаты: формирование уважительного отношения к животному миру; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки по отношению к животным; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости общения с животными; потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных. Предметные результаты: учащиеся должны знать: что такое природа и животный мир; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных; глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных; разнообразие животных; редкие и охраняемые животные. Учащиеся должны уметь: оценивать экологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за животными; участвовать в природоохранных акциях; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: творческая работа, выставка, викторина, конкурс. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в кабинете, который оборудован следующими техническими средствами обучения: 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. 2. Мультимедийный проектор BEUQ 3. Интерактивная доска DYMO MIMIO Teach 4. Компьютер IN WIN LG 5. Монитор LG 6. Сканер Canon Оборудование класса: 1. Ученические столы с комплектом стульев 2. Стол учительский -1 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Перечень оборудования, инструментов и материалов На каждого ребенка собрана папка со всем необходимым. Папка содержит: набор белого и цветного картона, набор цветной бумаги, бумага 6 белая для оригами, ножницы с тупыми концами, клей карандаш, пластилин, дощечка для лепки, альбом, краски, кисти, баночка для воды «непроливайка», простой карандаш, ручка, линейка, ластик, цветные карандаши. Информационное обеспечение 1. Детская энциклопедия о животных (CDpc) 2. Мультфильм «Лягушка путешественница» https://www.youtube.com/watch?v=3kMbFX6upjc Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование по направленности в области соответствующей профилю общеобразовательной общеразвивающей программы, без предъявления требований к стажу работы. Методические материалы Формы организации учебных занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, мини-конференция, консультация. Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании изобразительной деятельности, художественной литературы, игр. Методы обучения: словесный, игровой, частично-поисковый Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация. При проведении занятий будут использованы следующие технологии, методики: -проблемное обучение; -поисковая деятельность; -информационно-коммуникационные технологии; -технология группового обучения; - здоровьесберегающие технологии При проведении занятий следует учитывать, что школьники младшего возраста с большим увлечение занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. К занятиям в кружке будут привлечены учащиеся ОВЗ, поэтому необходимо соблюдать соответствующие рекомендации при работе с данной группой детей. Дидактические материалы 7 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тексты о различных животных Сборники загадок о животных Раскраски различной тематики Образцы скворечников Инструкции «Правила игры» Разработки викторин Список литературы Список литературы для учителя Основная литература 1 Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010. 1. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. 2. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998. 3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой,О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения). 4. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976. 5. Болотова Е.А., Т.А.Воронцова; Итоговая аттестация по окончании начальной школы. Интегрированные тесты. Издательство «Учитель»,2014. Дополнительная литература 1. Акимушкин И. Мир животных. - М., 1971. 2. Воробьева И. А. Язык Земли. - Новосибирск, 1973. 3. Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1976. 4. Григорьев А.Г. Секретные заложники. - Томск, 1996. 5. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012 6. Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012 7. Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012 8. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012 9. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987. 10. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай!- Новосибирск, 1972. 11. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.М., 1997. 8 12. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997. Список литературы для учащихся (родителей) Основная литература 1. Иллюстрированная энциклопедия школьника «Мир живой природы». - М., 1998. 2. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.Ярославль: «Академия развития», 1998 3. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. -Ярославль, 1998. 4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений.-Ярославль, 1998. 5. Томилина М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. Дополнительная литература 1. Барков А.В. Почему еж с лисой встречаться не любит. - М., 1989. 2. Галенс Д. Книга ответов для почемучки. –Харьков: «Книжный клуб», 2006 3. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012 4. Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012 5. Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012 6. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012 7. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: «Педагогика». М. 1990. 9