Учебный план организации образовательной деятельности МОУ «Останинская СОШ» (далее - учебный план) определяет содержание и организацию образовательного деятельности в целях реализации Основной образовательной программы в группах общеразвивающей направленности. В Учебном плане реализация содержания образовательных областей осуществляется через детские виды деятельности, учебный план представляет собой модель образовательной деятельности, выстроенную на основе распределения в течение дня непрерывной непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах. При разработке учебного плана учитывались требования действующего СанПин 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями), СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.09.2021 №28, вступившие в силу с 1 января 2021 г. и действующие до 2027 г, СанПиП 1.2.3685-21. Основная образовательная программа МОУ «Останинская СОШ» (далее программа) обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. ООП ДО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - Стандарт) в следующих положениях: • в оптимизации объема образовательного содержания и приближении его к разумному «минимуму»; • в определении образовательной нагрузки на ребенка в течение дня в соответствии с требованиями действующего СанПин; • в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников. Основная образовательная программа МОУ «Останинская СОШ», разработанная с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. № 2/15. При разработке программы использовались методические и научно-практические материалы основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Мозаика-Синтез, 2015г.; Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - 3-е изд., дораб. - М.: Линка Пресс, 2014.; Корчак Я. Как любить ребенка/пер. с пол. К.Э.Сенкевич. - Москва.: ACT, 2014. - (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).; Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2009.; Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования : метод, рекомендации. - М., 1993.; Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду / ред. и введение Е.Г. Юдиной. - М.: Просвещение, 2005. При разработке Части, формируемой участниками образовательных отношений, использовались методические и научно-практические материалы парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы, направленные на подходы к реализации воспитательного потенциала совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающем ценностно-насыщенном образовательном пространстве, раскрывает особенности создания условий для овладения культурными средствами деятельности и общения, в системе отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому: Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: до- школьный возраст / О. А. Трофимова, О. В. 2 Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской обла-сти, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития обра- зования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. • Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» Праздник каждый день. Издательство «Композитор - Санкт Петербург», 2015. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом потребностям и запросов родителей, общественности и интересов детей, возможностей педагогического коллектива. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3 часов. Для детей раннего возраста, от 1 до 3 лет, длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Осуществление образовательной деятельности возможно в первую и во вторую половину дня (по 8 - 0 минут). Возможно, осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста: • от 3 до 4-х лет - составляет 15 минут, • от 4-х до 5-ти лет - составляет 20 минут, • от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, • от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: • для детей от 3 до 4-х лет - не более 30 минут, • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 40 минут, • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 45 минут, • для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется не только в первой, но и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Образовательную деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Занятия по физическому развитию с детьми второго и третьего года жизни проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию проводятся в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении и в физкультурном зале. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.368521). Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет проводятся 3 раза в неделю. Длительность занятий в зависимости от возраста детей составляет: 3 • в младшей группе - 15 мин., • в средней группе - 20 мин., • в старшей группе - 25 мин., • в подготовительной группе - 30 мин. (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям (СанПин 2.4.3648-20, СанПин 1.2.3685-21). Учебный план представляет модель организации образовательной деятельности с детьми в каждой возрастной группе детского сада. В учебном плане показана реализация содержания Программы через организацию образовательных ситуаций и занятий, совместную образовательную деятельность и культурные практики, которые обеспечивают решение образовательных задач по созданию каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного взаимодействия в разных видах деятельности, творческой самореализации. При осуществлении образовательной деятельности по реализации содержания обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются возрастные, индивидуальные особенности, возможности и интересы детей, пожелания родителей (лиц, их заменяющих). Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется на основе принципа интеграции содержания образовательных областей при совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников, при сотрудничестве с родителями (законными представителями). Продолжается сотрудничество детского сада с муниципальными учреждениями: МОУ «Останинская СОШ», МУК «Останинское клубное объединение», библиотека с. Останино; МОУ ДО «ППМС - Центр МО Алапаевское, ГБУЗ СО «Алапаевское ЦРБ». Образовательные ситуации и занятия, проводимые с участием социальных партнеров, включены в учебный план как часть, формируемая участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в учебном плане в модели совместной образовательной деятельности воспитателя и детей. Учитывая особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста, учебный план представлен моделью организации образовательной деятельности детей раннего возраста и моделью организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. 4 Модель совместной образовательной деятельности и культурных практик воспитателя и детей раннего возраста Формы образовательной деятельности Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Разновозрастная группа Дети второго года Дети третьего года жизни жизни Общение Ситуации общения воспитателя с детьми и ежедневно ежедневно накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно ежедневно Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Индивидуальные и совместные игры с детьми ежедневно ежедневно (игры с составными и динамическими игрушками, ролевая, строительно - конструктивные игры и тд) Подвижные игры, ежедневно ежедневно Экспериментирование Экспериментирование с материалами и еженедельно еженедельно веществами (песок, вода, тесто и пр.) Наблюдения за природой (на прогулке) ежедневно ежедневно Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей ежедневно ежедневно Восприятие смысла музыки Восприятие сказок, стихов ежедневно ежедневно Рассматривание картинок ежедневно ежедневно Культурно - досуговая деятельность 1 раз в неделю Самообслуживание Самообслуживание и действия с бытовыми ежедневно ежедневно предметами - орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) ежедневно ежедневно Двигательная активность 5 Модель организации непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей раннего возраста № п/п Вид деятельности/ направления Количество образовательных ситуаций и занятий Разновозрастная группа Дети второго года жизни Дети третьего года жизни 1 . Двигательная деятельность (активность) 2 занятия по 10м./20 м* 3 занятия/по 10м./30 м -физ. 1.1 Физическая культура/ развитие движений в групповом помещении развитие движений культура* 2. Общение: 2 занятия по 8 м/16м. 2 занятия по 8 м./16 м 2.1. Развитие речи 3. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; 1 занятие по 8 м. 1 занятие/8 мин. 3.1. - расширение ориентировки в окружающем дети второго года жизни. - Ознакомление с окружающим миром - 3 гоп жизни. 2 занятия по 8 м. / 16 мин.* 4. Изобразительная деятельность (рисование, лепка) - 3 г.ж. 5. Игры с дидактическим и со 3 игры - занятия по 8м./ 24 строительным материалом мин (одно проводится во - 2 г. ж. вторую половину дня) 2 музыкальных занятия по 10 2 музыкальных занятия по Музыкальная деятельность м./20 м* (восприятие смысла музыки) 10м./20 м* 10 занятий/90 м 10 занятий /90 м Всего в неделю 5 занятий/42 м 5 занятий /90 м В первую половину дня Во вторую половину дня 5 занятий/48 м. 5 занятий/ 48 м. * занятие проводятся во вторую половину дня 6 Модель двигательной активности детей раннего возраста Формы организации Разновозрастная группа дети 2 года жизни дети 3 года жизни 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов 1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно 4-5 минут Ежедневно (45 мин.) 1.2. Индивидуальная работа по развитию движений 1.3. Игры и физические упражнения на Ежедневно 2 раза на Ежедневно 2 раза на прогулке утренней - 6-8 мин. и утренней 1 0 - 1 5 минут и вечерней прогулке -5 - 1 0 вечерней прогулке 3-5 мин мин. 2. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность 2 раза в неделю по 10 2 . 1 Развитие движений / 3 раза в неделю по 10 минут Физкультурные занятия мин ут 2 раза в неделю по 10 2 раза в неделю по 10 2.2. Музыкальные занятия минут минут 3. Физкультурно - массовые мероприятия (активный отдых) 3.1. физкультурные досуги и 1 раз в месяц развлечения 4. Самостоятельная Ежедневно под руководством воспитателя двигательная активность (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка) 7 Модель совместной образовательной деятельности и культурных практик воспитателя и детей дошкольного возраста Формы образовательной деятельности Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Разновозрастная группа Дети четвертого дети пятого года жизни года жизни дети шестого года жизни дети седьмого года жизни Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 3 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю ежедневно ежедневно I раз в 2 недели 1 раз в 2 недели ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю I раз в неделю I раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно I раз в неделю ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно I раз в 2 недели ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в 2 недели ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр ежедневно Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- ежедневно драматизация, игры с правилами и т.д.) Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, 2 раза в неделю 3 раза в неделю игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Подвижные игры ежедневно ежедневно Познавательно - исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели направленности, исследование объектов окружающего мира Наблюдения за природой (на прогулке) ежедневно ежедневно Изобразительная, конструирование, музыкальная деятельность Музыкально-театральная гостиная 1 раз в 2 недели Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по 1 раз в неделю интересам) Конструирование ежедневно Культурно - досуговая деятельность 1 раз в неделю ежедневно Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживан Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный труд) Двигательная деятельность (активность ребенка) ежедневно ежедневно ежедневно Модель организации организационной образовательной деятельности детей дошкольного возраста Вид № Количество образовательных ситуаций и занятий/объем образовательной нагрузки в минутах в неделю Разновозрастная группа Дети 4 года Дети 5 года жизни Дети 6 года жизни Дети 7 года жизни жизни п/п деятельности 1. 1.1 Двигательная деятельность Физическая культура в зале 1.2 2. 2.1. 3. 3.1. физическая культура на улице Коммуникативная деятельность: Развитие речи 1 занятие/15 м Познавательно-исследовательская деятельность: Ознакомление с окружающим миром 1 занятие/15 м 3.2. Формирование элементарных математических представлений Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); конструирование Музыкальная деятельность 4. 5. Всего в неделю 3 занятия по 15 3 занятия по 20 м./6О м./45 м м * 2 занятия по 25м./50 м 1 занятие/20 м 2 занятия по 20м./40 м 1 занятие/15 м 2 занятия по 15м./30 м 2 муз.занятия по 15м./30 м 10 занятий /150 м В первую половину дня 10 занятий /150 м Во вторую половину дня нет 1 занятие/20 м 1 занятие/20 м 2 занятия по 20м./40 м 1 занятие/25 м* нет 1 занятие/3 0 м* 2 занятия по 30м./60 м 1 занятие/20 м 1 занятие/30 м 1 образовательная ситуация/30 2 занятия по 30м./60 м 4 занятия/ по 20м./80 м 3 занятия по 30 м/90 м 1 образовательная ситуация/30 минут 2 муз.занятия по 2 муз.занятия по 25м./50 м 20м/40 м 10 занятий /200 м 14 образовательных ситуаций и занятий /305 м 10 занятий/200 м 2 занятия по 30м./60 м 10 занятий /225 м 2 муз.занятия по 30м./60 м 14 образовательных ситуаций и занятий по 30 мин/420 м 14 образовательных ситуаций и занятий по 30 мин./420 м 4 образовательных ситуации и 3 занятия по 20м /80 минут *одно занятие физической культурой проводится на открытом воздухе 9 Модель двигательной активности детей дошкольного возраста Формы организации Разновозрастная группа дети 4 года жизни дети 5 года жизни дети 6 года жизни дети 7 года жизни 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно 5-6 минут Ежедневно 6-8 минут Ежедневно 8- 10 минут Ежедневно 10-12 мин. 1.2. Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости (от 3-х до 6 минут) 1.3. Игры и физические упражнения на Ежедневно 15-20 Ежедневно 20- 25 Ежедневно 25- 30 Ежедневно 30-40 прогулке 2 раза на утренней и вечерней прогулке минут; 5-10 м. минут; 8-12м. минут;10-15 м. минут; 10-15 мин. 1.4. Динамические паузы 5-10 минут 5-10 минут 5-10 минут* 5-10 минут* 2. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность 2.1 Физкультурные занятия в спортивном 3 раза в неделю по 15 3 раза в неделю по 20 2 раза в неделю по 25 2 раза в неделю по 30 зале минут минут минут минут 1 раз в неделю 30 2.2 Физкультурные занятия на свежем 1 раз в неделю 25 минут воздухе минут 2.3 Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 15 2 раза в неделю по 20 2 раза в неделю по 25 2 раза в неделю по 30 минут минут минут минут 3. Физкультурно - массовые мероприятия 3.1 Спортивные праздники Летом 1 раз в 2 раза в год - до 1 часа 2 раза в год до 1 ч. 30 год 45 мин 30 мин. мин 3.2 Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 3.3 Дни здоровья 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с 4. Самостоятельная двигательная индивидуальными особенностями детей деятельность 1 раз в неделю 5. Целевые прогулки, экскурсии *одно занятие физической культурой проводится на открытом воздухе 10