Пояснительная записка Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы являются: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012. 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Устав МОУ «Останинская СОШ». 6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ». Направленность программы: туристско-краеведческая Цель изучения - создание условий для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности. Данная цель реализуется в следующих задачах: образовательные: формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края; формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение, формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации, формирование элементов творческой деятельности. 2 развивающие: развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся; формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры; развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края; развитие внимания к собственной речи и речи собеседника; развитие образного и логического мышления. воспитательные: осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни; воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы. Педагогическая целесообразность программы кружка состоит в том, что в ходе ее реализации у учащихся воспитывается чувство гордости за своих земляков, она способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своей малой родине, ребята сохраняют её историю для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины. Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины. Отличительные особенности программы раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; изучение особенностей истории своей местности 3 учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств. Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью села, района, области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. Адресат программы Участниками программы являются дети в возрасте 12-14 лет. Программа «Краеведение» рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей. В группе одновременно может находиться 15 человек. Уровень программы: базовый, т.к. предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Объём и сроки реализации дополнительной программы Год обучения Количество Общее количество Количество часов в учебных часов неделю недель 1 33 66 2 Форма обучения: очная Режим занятий: – 66 ч в год, занятия проводятся 1 раз в неделю, каждое занятие проводится по 40 минут с перерывом 10 минут. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы Итоговая аттестация может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера, отчетные выставки, срезовые работы, вопросники, тестирование, зачет, концертное прослушивание, защита творческих проектов. № Учебный (тематический) план Название раздела, Количество часов 4 Формы п/п темы Всего 1 Введение в 2 программу 2 Мой край на 11 карте Родины Теория Практика 2 3 8 2 6 3 Я и моя семья 4 5 8 Наша школа Район и село, в 11 котором я живу 2 2 6 9 6 10 Природный комплекс нашего края 2 8 7 Славные люди 6 нашего края 8 Искусство уральского народа Итоговое занятие 2 2 4 2 6 1 1 8 9 8 Итого 66 Контроля 18 Тест, выставка рисунков Тест, защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо» Тест Тест, викторина, творческая работа Тест, конкурс рисунков, выставка Тест, выставка Тест итоговое тестовое задание «Я в этом селе живу, я это село знаю» 48 Содержание учебного (тематического) плана 5 Введение в программу Теория: Беседа на тему: «Что изучает краеведение?» Знакомство с источниками краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Инструктаж по технике безопасности. Проверка знаний учащихся на начало учебного года. Тема 1. Мой край на карте Родины Теория: Беседа на тему: «Территория и географическое положение нашей области и района», «Государственная Символика России, области и района». Знакомство с картой. Практика: Определение географического положения области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края». Организация выставки рисунков. Тема 2. Я и моя семья Теория: Беседа на тему: «Моя семья», «Мои предки», «Что означает мое имя?», «Моя родословная». Практика: Обучение составлению генеалогического древа. Сбор материалов о своих родственниках. Составление генеалогического древа. Тема 3. Наша школа Теория: Беседа на тему: «История и традиции нашей школы», «Выпускники». Практика: Сбор фотографий выпускников. Составление биографических сведений выпускников. Оформление альбома «Моя школа». Тема 4. Район и село, в которой я живу Теория: Заочная экскурсия по улицам города. Беседа на тему: «История и причины возникновения: основные этапы формирования, первые поселенцы», «Как выглядел наш район и село в начале своей жизни», «Улицы района, его достопримечательности», «Памятники и памятные места». Практика: Викторина «Знай и люби свой край». Составление кроссвордов о родном крае. Создание проекта «Мой район». Тема 5. Природный комплекс нашего края Теория: Знакомство с растительным и животным миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения края», «Охрана природы родного края», «Заказники», «Природные достопримечательности». Экскурсия в лес. Рассказ на тему: «Природа края в поэзии». Знакомство с творчеством местных поэтов. Чтение и разучивание их стихов. 6 Практика: Составление альбома с пословицами и поговорками о воде. Конкурс рисунков «Как защитить нашу воду». Изготовление декоративноприкладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга». Тема 6. Славные люди нашего края Теория: Беседа на тему: «Герои – земляки», «Труженики края». Практика: Подбор материалов для стенда «Знай и люби свой край». Оформление стенда «Знай и люби свой край». Тема 7. Искусство уральского народа Теория: Беседа на тему: « Искусство на территории Урала». Практика: Знакомство с работами уральских деятелей искусства, оформление стенда « Культура моего края». Итоговое занятие Теория: Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических вопросов «Знай и люби свой край». Практика: Выставка рисунков на тему «Мой край». Планируемые результаты Предметные результаты - понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе; - достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий; - использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении; - умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и 7 получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города. Учащиеся должны знать/ понимать: - историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре; - замечательных людей своего населенного пункта; - историю своей семьи; - природу родного края, - необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти. Учащиеся должны уметь: - описывать основные этапы развития населенного пункта; - систематизировать информацию о родном крае, о своей семье; - проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации; - определять географические координаты и границы населенного пункта, - оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др. Личностные результаты - формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 8 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Формы аттестации Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки. Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы аттестации/контроля: тестирование, творческая работа, выставка, конкурс рисунков, викторина, защита проекта. 1. Оценочные материалы Тест «Мой край на карте…» 9 Тест» Я и моя семья» Тест «Наша школа» Тест «История края» Тест «Природа края» Тест «Славные люди края» Тест «Устное народное творчество» Викторина «Знай и люби свой край…» Критерии оценивания проектной деятельности Форма аттестации Индивидуальный учебный проект или учебное исследование Форма проведения: - комбинированная (письменная, устная защита проекта в виде презентации) Длительность До 25 минут, из них: длительность защиты проекта – 5проведения: 10 минут, обсуждение и ответы на вопросы – 5-10 минут, подведение итогов – 5 минут Параметры оценки Постановка цели, обоснование проблемы, глубина раскрытия темы работы, разнообразие источников информации, исследовательское мастерство, применение ИКТ, практическая значимость, наглядное оформление результатов, устная защита работы, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению практико-ориентированной задачи КонтрольноНе предусмотрено измерительные материалы Возможное Система оценки «зачет / незачет» оценивание Оценка результатов сдачи проекта оценивается по индивидуального двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено». Проект учебного проекта считается сданным, если обучающийся ответил на все или учебного теоретические вопросы и выполнил все исследования в соответствующие обязательному уровню задачи. системе «зачёт / незачёт» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия будут проводиться в кабинете истории, который имеет следующее оборудование: 1. Столы ученические – 9 2. Стулья ученические – 18 3. Компьютер L-1 4. Проектор SANYO- 1 10 5. Доска аудиторная - 1 6. Принтер SAMSUNG-1 Информационное обеспечение использование интернет ресурса; работа с сайтом образовательной организации (страница о секции баскетбола, результаты тестирований, соревнований, работа с родителями, фото- и видеоматериалы, и прочее). Видеофильмы и слайд -фильмы о родном крае Золотой CD-ROM Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие времен, Наука и образование, Промыслы и ремесла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско», Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее или средне - профессиональное образование по направленности в области соответствующей профилю общеобразовательной общеразвивающей программы, без предъявления требований к стажу работы. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проектный Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация Технологии обучения 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Технология игровой деятельности 3. Технология проектной деятельности 4. Технология личностно-ориентированного обучения 5. Информационно-коммуникативные технологии Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов. Формы организации образовательной деятельности: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом. 11 Методические материалы Пособия для педагога 1. Никонова М.А Краеведение. – Академия, 2009 2. Никонова М.А. Academia, 2012 3. Прокопович И.М. И край родной откроет тайны. Система школьного краеведения. – четыре четверти, 2006 4. Сейненский А. Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога. – Педагогическое общество России, 2013 Дидактические материалы 1.Атлас Свердловской области. Екатеринбург: Роскартография, 2005. 2.Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу «География Свердловской области». Масштаб 1:2 500 000. Автор В.Г.Капустин. М., Роскартография, 1993. 3.Физическая карта Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба 1:75000. М., Роскартография, 2019. 4.Охраняемые природные объекты в Свердловской области. Авторы Н.П.Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1:500 000. Екатеринбург, 2004 5.Коллекции горных пород и минералов 6. Гербарии растений Список литературы Литература для учителя 1.Ершова Н.В. Географическое краеведение. Учебная программа для 6 класса.- Екатеринбург, 2006 2.Ершова Н.В.В. Методическое пособие для учителя по географическому краеведению для 6 класса.- Екатеринбург, 2006 3. Капустин, В. Г География Свердловской области / В. Г. Капустин, И. Н. Корнеев. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – 400 с. 4. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / отв. ред. Н. С. Корытин. – Екатеринбург: Баско, 2008. – 256 с. 5. Олимпиадные задания. История. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2000/2001 учебный год / ИРРО.- Екатеринбург, 2002 6. Задания заочного тура для участников областного конкурса «Юные знатоки Урала» (период детства, II ступень обучения).- Екатеринбург. 7. Этнокультурное образование. Программно-методический комплект.: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н.П. Лабзенко. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. 12 Литература учащимся (родителям) 1. Волкова, Т.С. История Урала: учебное пособие / Т.С. Волкова, Ю.Б, Шувалова. - 2-е изд.-е, испр. и доп. - Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО Пермской ГСХА, 2007. – 239 с. 2. Баяндина, Н.П. Пермь купеческая / Н. П. Баяндина. - Пермь: Пушка, 2002. - 158 c. 3. Верхоланцев, В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Краткий исторический очерк. - Пермь: Пушка, 2002. - 255 с. 4. Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времён до конца XVIII в. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. - Екатеринбург: Сократ, 2005. – 168 с. 5. Военная история Урала: События и люди/ Под общей редакцией А.В. Сперанского. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008 6. История Урала. Словарь-справочник.- Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2006 7. Земля городов: Культурно-исторические очерки.-Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008 8. Матвеев А. К. Географические названия Свердловской области: топонимический словарь / А. К. Матвеев. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 256 с. 9. На восточном склоне Урала./ Автор-составитель Л.М. Матвеева. Алапаевск, 2011 10. Огоновская И.С., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца ХVIII века. 6-7 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. 11. Официальные символы Свердловской области и составляющих ее муниципальных образований / А. К. Грефенштейн, В. К. Кондюрин, Е. Ю. Рукосуев. – Екатеринбург: Средне – Уральское книжное издательство, 2007. — 399 с. 12. Рундквист, Н. А. Свердловская область: иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Н. А. Рундквист, О. В. Задорина. – Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с. 13. Свердловская область // Уральская историческая энциклопедия. – 2 – е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига, 2000. – С. 476 – 478. 14. 85 книг о Свердловской области: библиографический указатель в помощь путешественнику по Свердловской области / МБУК «Библиотечная система» городского округа Рефтинский; сост. Н. А. Голикова. – Рефтинский, 2019. – 24 с. : ил. – (85 лет Свердловской области). 13