Краеведение

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми
и
экономическими
основаниями
проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12.2012.
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября
2014.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические
требования к устройству. Содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от
04.07.2014.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5. Устав МОУ «Останинская СОШ».
6. Положение о дополнительном образовании «Останинская СОШ».
Направленность программы: туристско-краеведческая
Цель изучения - создание условий для нравственного,
патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами
краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
 формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за
героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре
родного края;
 формирование информационной грамотности, т.е. совокупности
знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и
использовать информацию с целью удовлетворения потребностей,
имеющих образовательное и практическое значение,
 формирование умения оперировать краеведческими знаниями,
извлекать их из различных культурно – исторических источников,
применять их в новой ситуации,
 формирование элементов творческой деятельности.
2

развивающие:
 развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
 формирование нравственной основы личности, повышение уровня
духовной культуры;
 развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей
роли в жизни родного края;
 развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
 развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
 формирование уважительного отношения к своему родному краю, его
природе и культуре, истории и современной жизни;
 воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим
памятникам, объектам природы.
Педагогическая целесообразность программы кружка состоит в том, что
в ходе ее реализации у учащихся воспитывается чувство гордости за своих
земляков, она способствует развитию: духовной памяти, чувства родства,
уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своей малой родине, ребята
сохраняют её историю для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического
процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Краеведение –
это исследование родного края, изучение его природы, его истории с
древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края,
соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему
любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на
себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и
приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их
самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в
дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины.
Отличительные особенности программы
 раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка
в
личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих
способностей;
 изучение особенностей истории своей местности
3

учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через
применение
личностно-ориентированных
технологий,
технологий
индивидуализации и уровневой дифференциации;
 свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является
непосредственным
субъектом,
осуществляющим
все
ее
этапы
(целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает
наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.
Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих
историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся,
жизнью села, района, области. Освоение материала, который содержит
программа, строится по принципу комбинирования различных видов
деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее.


Адресат программы
Участниками программы являются дети в возрасте 12-14 лет.
Программа «Краеведение» рассчитана на любой статус детей, имеющих
любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит
свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей. В
группе одновременно может находиться 15 человек.
Уровень программы: базовый, т.к. предполагает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения.
Объём и сроки реализации дополнительной программы
Год обучения Количество Общее количество
Количество часов в
учебных
часов
неделю
недель
1
33
66
2
Форма обучения: очная
Режим занятий: – 66 ч в год, занятия проводятся 1 раз в неделю,
каждое занятие проводится по 40 минут с перерывом 10 минут.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Итоговая аттестация
может проводиться в следующих формах:
творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера,
отчетные выставки, срезовые работы, вопросники, тестирование, зачет,
концертное прослушивание, защита творческих проектов.
№

Учебный (тематический) план
Название раздела,
Количество часов
4

Формы

п/п темы
Всего
1 Введение
в 2
программу
2 Мой
край
на 11
карте Родины

Теория

Практика

2
3

8

2

6

3

Я и моя семья

4
5

8
Наша школа
Район и село, в 11
котором я живу

2
2

6
9

6

10
Природный
комплекс нашего
края

2

8

7

Славные
люди 6
нашего края
8
Искусство
уральского
народа
Итоговое занятие 2

2

4

2

6

1

1

8

9

8

Итого 66

Контроля

18

Тест,
выставка
рисунков
Тест,
защита
и
презентация
мини
–
проекта
«Мое
родословное
древо»
Тест
Тест,
викторина,
творческая
работа
Тест,
конкурс
рисунков,
выставка
Тест,
выставка
Тест

итоговое
тестовое
задание «Я
в этом селе
живу, я это
село знаю»
48

Содержание учебного (тематического) плана

5

Введение в программу
Теория: Беседа на тему: «Что изучает краеведение?» Знакомство с
источниками краеведческих знаний: карта как источник информации и
другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в
исследования края. Инструктаж по технике безопасности. Проверка знаний
учащихся на начало учебного года.
Тема 1. Мой край на карте Родины
Теория: Беседа на тему: «Территория и географическое положение нашей
области и района», «Государственная Символика России, области и района».
Знакомство с картой.
Практика: Определение географического положения области и района.
Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг,
с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края».
Организация выставки рисунков.
Тема 2. Я и моя семья
Теория: Беседа на тему: «Моя семья», «Мои предки», «Что означает мое
имя?», «Моя родословная».
Практика: Обучение составлению генеалогического древа. Сбор материалов
о своих родственниках. Составление генеалогического древа.
Тема 3. Наша школа
Теория: Беседа на тему: «История и традиции нашей школы»,
«Выпускники».
Практика: Сбор фотографий выпускников. Составление биографических
сведений выпускников. Оформление альбома «Моя школа».
Тема 4. Район и село, в которой я живу
Теория: Заочная экскурсия по улицам города.
Беседа на тему: «История и причины возникновения: основные этапы
формирования, первые поселенцы», «Как выглядел наш район и село в
начале своей жизни», «Улицы района, его достопримечательности»,
«Памятники и памятные места».
Практика: Викторина «Знай и люби свой край». Составление кроссвордов о
родном крае. Создание проекта «Мой район».
Тема 5. Природный комплекс нашего края
Теория: Знакомство с растительным и животным миром нашего края. Беседа
на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения края», «Охрана
природы родного края», «Заказники», «Природные достопримечательности».
Экскурсия в лес. Рассказ на тему: «Природа края в поэзии». Знакомство с
творчеством местных поэтов. Чтение и разучивание их стихов.
6

Практика: Составление альбома с пословицами и поговорками о воде.
Конкурс рисунков «Как защитить нашу воду». Изготовление декоративноприкладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки.
Проект «Малая Красная книга».
Тема 6. Славные люди нашего края
Теория: Беседа на тему: «Герои – земляки», «Труженики края».
Практика: Подбор материалов для стенда «Знай и люби свой край».
Оформление стенда «Знай и люби свой край».
Тема 7. Искусство уральского народа
Теория: Беседа на тему: « Искусство на территории Урала».
Практика: Знакомство с работами уральских деятелей искусства,
оформление стенда « Культура моего края».
Итоговое занятие
Теория: Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических
вопросов «Знай и люби свой край».
Практика: Выставка рисунков на тему «Мой край».

Планируемые результаты
Предметные результаты
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития,
как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении
научной и художественной литературы о родном городе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня
краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами
анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее
(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их
обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую
литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и
7

получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую
аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов:
исторических, географических, национальных; находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений, связанных с изучением родного города.
Учащиеся должны знать/ понимать:
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических
событий, традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому,
культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам,
подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными
источниками краеведческой информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта,
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю
своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
8

- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Формы аттестации
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
применяются
входящий,
текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний
учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки
– анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору
необходимого материала, умению работать с различными источниками
информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны
работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью
заданий
педагога
(тесты,
кроссворды,
викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу
учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения,
навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия
учебного года.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.
Формы аттестации/контроля: тестирование, творческая работа,
выставка, конкурс рисунков, викторина, защита проекта.

1.

Оценочные материалы
Тест «Мой край на карте…»
9

Тест» Я и моя семья»
Тест «Наша школа»
Тест «История края»
Тест «Природа края»
Тест «Славные люди края»
Тест «Устное народное творчество»
Викторина «Знай и люби свой край…»
Критерии оценивания проектной деятельности
Форма аттестации
Индивидуальный учебный проект или
учебное исследование
Форма проведения:
- комбинированная (письменная, устная защита проекта
в виде презентации)
Длительность
До 25 минут, из них: длительность защиты проекта – 5проведения:
10 минут, обсуждение и ответы на вопросы – 5-10
минут, подведение итогов – 5 минут
Параметры оценки
Постановка цели, обоснование проблемы, глубина
раскрытия темы работы, разнообразие источников
информации,
исследовательское
мастерство,
применение ИКТ, практическая значимость, наглядное
оформление результатов, устная защита работы,
способность к самостоятельному приобретению знаний
и решению практико-ориентированной задачи
КонтрольноНе предусмотрено
измерительные
материалы
Возможное
Система оценки «зачет / незачет»
оценивание
Оценка результатов сдачи проекта оценивается по
индивидуального
двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено». Проект
учебного проекта
считается сданным, если обучающийся ответил на все
или учебного
теоретические вопросы и выполнил все
исследования в
соответствующие обязательному уровню задачи.
системе «зачёт /
незачёт»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия будут проводиться в кабинете истории, который имеет следующее
оборудование:
1. Столы ученические – 9
2. Стулья ученические – 18
3. Компьютер L-1
4. Проектор SANYO- 1
10

5. Доска аудиторная - 1
6. Принтер SAMSUNG-1
Информационное обеспечение
 использование интернет ресурса;
 работа с сайтом образовательной организации (страница о секции
баскетбола, результаты тестирований, соревнований, работа с родителями,
фото- и видеоматериалы, и прочее).
 Видеофильмы и слайд -фильмы о родном крае
 Золотой CD-ROM Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица
Урала, Наследие времен, Наука и образование, Промыслы и ремесла,
Промышленность. Екатеринбург, Изд-во «Баско»,

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или средне - профессиональное образование по
направленности в области соответствующей профилю общеобразовательной
общеразвивающей программы, без предъявления требований к стажу работы.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проектный
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация
Технологии обучения
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технология игровой деятельности
3. Технология проектной деятельности
4. Технология личностно-ориентированного обучения
5. Информационно-коммуникативные технологии
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными
людьми, выставка, защита проектов.
Формы организации образовательной деятельности: занятия по данной
программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее
количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в
основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное
занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую
последовательность, построенных друг за другом.

11

Методические материалы
Пособия для педагога
1.
Никонова М.А Краеведение. – Академия, 2009
2.
Никонова М.А. Academia, 2012
3.
Прокопович И.М. И край родной откроет тайны. Система школьного
краеведения. – четыре четверти, 2006
4.
Сейненский А. Школьное историческое краеведение. Пособие для
педагога. – Педагогическое общество России, 2013
Дидактические материалы
1.Атлас Свердловской области. Екатеринбург: Роскартография, 2005.
2.Экологическая карта Свердловской области. Учебная карта по курсу
«География Свердловской области». Масштаб 1:2 500 000. Автор
В.Г.Капустин. М., Роскартография, 1993.
3.Физическая карта Свердловской области (учебная карта), стенная карта
масштаба 1:75000. М., Роскартография, 2019.
4.Охраняемые природные объекты в Свердловской области. Авторы
Н.П.Архипова и В.В. Ипполитов. Настенная карта масштаба 1:500 000.
Екатеринбург, 2004
5.Коллекции горных пород и минералов
6. Гербарии растений

Список литературы
Литература для учителя
1.Ершова Н.В. Географическое краеведение. Учебная программа для 6
класса.- Екатеринбург, 2006
2.Ершова Н.В.В. Методическое пособие для учителя по географическому
краеведению для 6 класса.- Екатеринбург, 2006
3. Капустин, В. Г География Свердловской области / В. Г. Капустин, И. Н.
Корнеев. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – 400 с.
4. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / отв.
ред. Н. С. Корытин. – Екатеринбург: Баско, 2008. – 256 с.
5. Олимпиадные задания. История. Фестиваль «Юные интеллектуалы
Среднего Урала» 2000/2001 учебный год / ИРРО.- Екатеринбург, 2002
6. Задания заочного тура для участников областного конкурса «Юные
знатоки Урала» (период детства, II ступень обучения).- Екатеринбург.
7. Этнокультурное образование. Программно-методический комплект.:
Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н.П. Лабзенко. Екатеринбург:
Учебная книга, 2003.
12

Литература учащимся (родителям)
1.
Волкова, Т.С. История Урала: учебное пособие / Т.С. Волкова, Ю.Б,
Шувалова. - 2-е изд.-е, испр. и доп. - Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО Пермской
ГСХА, 2007. – 239 с.
2.
Баяндина, Н.П. Пермь купеческая / Н. П. Баяндина. - Пермь: Пушка,
2002. - 158 c.
3.
Верхоланцев, В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Краткий
исторический очерк. - Пермь: Пушка, 2002. - 255 с.
4.
Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времён до конца XVIII
в. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. - Екатеринбург: Сократ, 2005.
– 168 с.
5.
Военная история Урала: События и люди/ Под общей редакцией А.В.
Сперанского. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008
6.
История Урала. Словарь-справочник.- Екатеринбург: Издательский дом
«Сократ», 2006
7.
Земля городов: Культурно-исторические очерки.-Екатеринбург: ИД
«Сократ», 2008
8.
Матвеев А. К. Географические названия Свердловской области:
топонимический словарь / А. К. Матвеев. – Екатеринбург: Сократ, 2007. –
256 с.
9.
На восточном склоне Урала./ Автор-составитель Л.М. Матвеева. Алапаевск, 2011
10. Огоновская И.С., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до
конца ХVIII века. 6-7 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.
11. Официальные символы Свердловской области и составляющих ее
муниципальных образований / А. К. Грефенштейн, В. К. Кондюрин, Е. Ю.
Рукосуев. – Екатеринбург: Средне – Уральское книжное издательство, 2007.
— 399 с.
12. Рундквист, Н. А. Свердловская область: иллюстрированная
краеведческая энциклопедия / Н. А. Рундквист, О. В. Задорина. –
Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с.
13. Свердловская область // Уральская историческая энциклопедия. – 2 – е
изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига, 2000. – С. 476 – 478.
14. 85 книг о Свердловской области: библиографический указатель в
помощь путешественнику по Свердловской области / МБУК «Библиотечная
система» городского округа Рефтинский; сост. Н. А. Голикова. – Рефтинский,
2019. – 24 с. : ил. – (85 лет Свердловской области).

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».