Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Режим
работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.30
до 16.30 часов. Деятельность Учреждения организована с учетом государственных
законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых
на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными
актами МОУ «Останинская СОШ», регулирующими организацию работы дошкольного
учреждения. В ДОУ функционирует 2 разновозрастных группы для детей
дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Образовательная
программа дошкольного образования МОУ «Останинская СОШ» (название организации) (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано
в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации Стандарта
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые
результаты освоения программы и развивающее оценивания качества образовательной
деятельности.
Пояснительная
записка раскрывает цели и задачи
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП
ДО):
1)
обеспечение единых для Российской Федерации содержания
ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского
народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
7)
формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности,
формирование предпосылок учебной деятельности;
8)
формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ
начального общего образования.
—
социально-коммуникативное развитие;
—
познавательное развитие;
—
речевое развитие;
—
художественно-эстетическое развитие;
—
физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых,
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное
развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое
развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое
развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость,
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное
содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно
реализовываться в определённых видах деятельности: в раннем возрасте это
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность;
для
детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как
ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и
другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
В
Программе также представлены: характеристика жизнедеятельности детей в
группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий; особенности работы в пяти основных
образовательных областях в разных видах деятельности и культурных
практиках; особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды; способы и направления поддержки детской инициативы;
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, организацию режима пребывания детей: распорядок и /или
режим дня; особенности организации развивающей предметно- пространственной
среды.
Описание
организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий,
содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных
образовательных потребностей, включая время для: непосредственно
образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных
моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во
время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки,
подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в соответствии с
Проектом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От
рождения до школы». В Программе «От рождения до школы» содержится также
описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения.