Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вариант 1
Описание образовательной программы
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим,
слабослышащим и позднооглохшим, слепым,
слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации АООП УО (вариант
1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение
следующих основных задач:
овладение
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
достижение
планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;
выявление
и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант
1), разработанной с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация
должна обеспечить требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся
у них нарушений, в том числе нарушений
слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО
(вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки
реализации АООП У О (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными
нарушениями) 9-13 лет.
В реализации
АООП У О (вариант 1) выделено два или
три этапа: I этап - 1-4 классы и
дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель
первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
На данном
этапе организуется первый дополнительный класс, деятельность которого направлена на решение
диагностико-пропедевтических задач:
выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося, особенности его психофизического развития, оказывающие
влияние на овладение учебными умениями и навыками;
сформировать
у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению
АООП;
сформировать
готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального
взаимодействия с учителем и одноклассниками в
урочное и внеурочное время;
обогатить
знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование,
лепка, аппликация, ручной труд, игра).
Цель
второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений
обучающихся в обязательных предметных областях, овладение
некоторыми навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Цель
третьего этапа реализации АООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.